Авто

Автомобиль чайка газ 14: Тест машины, которую никогда не продавали: Чайка ГАЗ‑14 — журнал За рулем – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Чайка (автомобиль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Чайка.

«Чайка» — название ряда моделей легковых автомобилей Горьковского автозавода. Один из советских представительских автомобилей. Модели, носившие это имя, выпускались с 1959 по 1988 год. За это время сменилось два поколения «Чайки».

GAZ-14.jpg

Масштабные модели ГАЗ-13 выпускались ЗАО «Агат» (ранее известным как п/о «Радон»). Модели «Агата» и «Радона» внешне различаются формой и цветом колпаков на колесах — «агатовская» модель имела целиком металлизированные колпаки. Также «агатовские» модели отличались заметно более светлой фурнитурой, чем у «радоновских» (на старых моделях она желтоватая). Мастерами-одиночками выпускались киносъёмочные «Чайки» на базе «агатовских» моделей. Медицинский универсал ГАЗ-13С выпускался также на базе агатовской модели В.Сальниковым (Челябинск) и фирмой «Скейл» (Санкт-Петербург). Модели фаэтона ГАЗ-13Б выпускались как «Агатом», так и многими одиночками и мастерскими. Агатовская модель была далека от оригинала, а модели одиночек и мастерских были основаны на агатовской ГАЗ-13.

Также модель ГАЗ-13 выпущена в больших масштабах китайской фирмой Welly. Модели автомобиля ГАЗ-14 выпускались непосредственно самим Горьковским автозаводом с 1985 по 1988 год. Несмотря на грубоватое исполнение и посредственное качество окраски, модель является желанным раритетом для большинства коллекционеров.

В рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини» вышли обе модели «Чайки»: в 2009 году масштабная модель ГАЗ-13, в 2011 году масштабная модель «Чайки» ГАЗ-14 (обе модели чёрного цвета). Касательно модели 2009 г. отметить хорошее качество модели в плане копийности[1].

Модели универсалов РАФ-3920 и фаэтонов ГАЗ-1405 выпускаются некоторыми одиночками в ограниченных количествах, с применением горьковской модели «Чайки».

ГАЗ-13 и ГАЗ-14, о которых вы не знали — журнал За рулем

Представительские машины Горьковского автозавода долгие годы были одними из главных автомобильных символов страны. Ими восхищались, увидев на улице, но поездить на них могли очень немногие из простых смертных, разве что молодожены, поскольку некоторое количество ГАЗ-13 обслуживало в больших городах загсы. Как правило, на улицах встречались стандартные машины с закрытым кузовом, куда реже — кабриолеты. Однако и в племени горьковских «пернатых» были редкости, о которых тогда, да, впрочем, и сейчас, мало кто знал…

ГАЗ-13 и ГАЗ-14, о которых вы не знали

Представительские машины Горьковского автозавода долгие годы были одними из главных автомобильных символов страны. Ими восхищались, увидев на улице, но поездить на них могли очень немногие из простых смертных, разве что молодожены, поскольку некоторое количество ГАЗ-13 обслуживало в больших городах загсы. Как правило, на улицах встречались стандартные машины с закрытым кузовом, куда реже — кабриолеты. Однако и в племени горьковских «пернатых» были редкости, о которых тогда, да, впрочем, и сейчас, мало кто знал…

ГАЗ-13 и ГАЗ-14, о которых вы не знали

Представительский автомобиль ГАЗ-14 Чайка

Для обслуживания правительственных учреждений, дипломатических и торговых представительств у нас в стране и за рубежом используются специальные легковые автомобили. Выпускают их немного, но в транспортном городском потоке они сразу обращают на себя внимание элегантностью кузова, стремительностью и бесшумностью хода.

Конструкция таких машин отвечает последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности, отличные динамические качества. Автомобили «Чайка» Горьковского автозавода по праву относятся к этой категории. Многие конструктивные решения узлов и агрегатов «Чайки» являлись новинками в советском автомобилестроении. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году ее удостоили высшей награды — «Гран-при».

Однако к середине 60-х годов конструкция устарела, и завод начал работу по созданию новой модели — ГАЗ-14. Главными задачами проектирования были: полное обновление внешнего вида автомобиля с учетом тенденций развития, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей, повышение безопасности, надежности долговечности и снижения трудоемкости обслуживания. При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с находящимися в производстве.

В основу архитектурного решения кузова «четырнадцатой» модели были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Для придания «Чайке» современного внешнего вида наряду с понижением крыши и колесной линии (по сравнению с предыдущим вариантом) был увеличен наклон ветрового стекла, применены более плоские наружные панели, гнутые боковые стекла. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на оснастку в производстве и малый объем выпуска автомобиля. И задача эта оказалась выполненной; даже сегодня ГАЗ-14 выглядит вполне современно, хотя проект утверждался макетной комиссией еще в 1969 году.

Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. Г АЗ-14 длиннее своего предшественника при почти неизменной ширине.

Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Так, при температуре наружного воздуха— 25 после 10 минут движения в салоне устанавливается температура 23—26°. В жаркое время года для снижения влажности и температуры в салоне можно включить систему кондиционирования воздуха.

Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов.

Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием.

Улучшение динамических показателей обеспечила модернизация восьмицилиндрового двигателя, в значительной степени унифицированного с двигателями для семейств грузовых и специальных автомобилей Горьковского автозавода.

За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков.

Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач — с гидравлической системой управления.

При проектировании автомобиля уделялось большое внимание вопросам обеспечения современного уровня безопасности конструкции соответственно требованиям международных правил, а также действующим нормам и стандартам СССР.

Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза — барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего.

Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Встроенный гидравлический сигнализатор известит о выходе из строя одного из контуров.

Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др.

Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля. Новые устройства либо вообще не требуют регулировок (скажем, гидравлические толкатели двигателя), либо сводят уход к минимуму. Общее количество смазочных операций на 1000 км пробега по сравнению со старой моделью сокращено в 6 раз.

Около 15 лет находится в производстве автомобиль ГАЗ-14 «Чайка». Удачно сконструированный, он за это время почти не претерпел изменений, подтверждая высокое качество горьковской марки. Но годы идут, прогресс стремителен, и на смену ему уже готовится принципиально новый, более совершенный автомобиль.

Представительский автомобиль ГАЗ-14 Чайка

ГАЗ-14 на чертежах:

Органы управления:

1 патрубки системы вентиляции и отопления, 2- переключатель указателей uOBopoia и фар, 3 — рулевое колесо, 4 — панель приборов, 5—рычаг управления автоматической передачей, 6 — блок рычагов вентиляции и отопления, 7 — блоки предохранителей, 8 — ящик для мелких вещей, 9 — пепельница и прикуриватель, 10 блок выключателей, 11 — педаль акселератора, 12- кнопочный выключатель массы аккумуляторной батареи, 13 -замок зажигания и противоугонного устройства, 14 — педаль рабочих тормозов, 15 рукоятка замков капота, 16 — рукоятка привода жалюзи радиатора, 17 — включатель насоса обмыва ветрового стекла, 18 педаль стояночного тормоза, 19 — рукоятка оттормаживания стояночного тормоза.

Передняя подвеска:

1 пружина, 2 нижний рычаг, 3 буфер хода сжатия, 4 — стойка, 5 буфер хода отдачи, 6 верхние рычаги, 7 — ось верхних рычагов, 8 — ось нижних рычагов.

Задняя подвеска:

1 — несущий лонжерон, 2 — полуось, 3 — колесо, 4 — передний кронштейн рессоры, 5 — буфер хода сжатия, 6 — амортизатор, 7 — рессора, 8 — задний кронштейн рессоры.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ЧАЙКА» I АЗ-14

Основные размеры, мм:
длина 6114

ширина 2020
высота 1525
база 3450
Число мест 7
Масса в снаряженном состоянии, кг 2590
Максимальная скорость, км/ч 175
Время разгона до скорости 100 км/ч, с 15
Контрольный расход топлива, л/100 км 16
Двигатель бензиновый, V-образный, восьмицилиндровый;
рабочий объем, л 5,5
Степень сжатия 8,5
Мощность, л. с 220
Наибольший крутящий момент, кгс м 46
Дорожный просвет, мм 180
Наименьший радиус поворота, м  7,5
Шины 9,35—15

Моделирование ГАЗ-14

По всей боковине кузова автомобиля «Чайка» ГАЗ-14 проходят выштамповки, разделяющие плоскость боковины по горизонтали. Обратите внимание на сложный по рельефу капот и на его боковые передние выступы-буртики. Передние, задние и гнутые боковые стекла слегка окрашенные; лобовое стекло дополнительно затемнено в верхней части. Машина имеет сложную, насыщенную облицовку радиатора; причем отражатели указателей поворота так же, как и задние фонари, выполнены с горизонтальным рифлением. Следует отметить черные резиновые накладки на переднем и заднем бамперах, широкие шины. Очень важно точно воспроизвести хромированные рамки дверей, переднего и заднего стекол.

Автомобиль окрашивается только в черный цвет.

Легендарные автомобили мира — ГАЗ 14 «Чайка»


Аэродизайн «Чайки» ГАЗ 13, навеянный американскими тенденциями, уже к концу 50х начал увядать – автомобиль смотрелся морально устаревшим, несмотря на свои пышные хромированные формы. Поэтому, в середине 60х на ГАЗ пришла директива обновить лимузин «Чайка», чтобы сделать его более современным не только внешне и внутри, но и провести полный комплекс технических усовершенствований.


Сначала конструкторы попытались приспособить новый кузов на старое шасси. Но очень скоро они поняли, что это не получится сделать по ряду компоновочных проблем. К прототипам второй серии подошли более серьезно, а стайлинг новой «Чайки», не похожий ни на зарубежные модели, ни на правительственный ЗИЛ 114, создал молодой дизайнер Станислав Волков. К 1969 году проект был утвержден макетной комиссией.


Испытания проводились на дорогах Дмитровского полигона и в «боевых» условиях на трассах в Крыму и Кавказе. К 1973 году все испытания были практически завершены, а по их результатам государственная комиссия рекомендовала ГАЗ 14 «Чайка» к производству. Производство началось только в 1977 г, причем выпуск ГАЗ 13 продолжался параллельно до 1981 года.


Что же представляла собой конструкция новой «Чайки»? В основе автомобиля лежала X-образная хребтовая рама, к которой крепился полунесущий кузов. Конструкция подвесок принципиально не изменилась – спереди сохранили независимую пружинную, а сзади – зависимую рессорную. Рулевое управление и тормозная система тоже перекочевали с ГАЗ 13 с минимальными изменениями. Разве что дисковые тормоза спереди стали вентилируемыми. Сзади на серийных автомобилях устанавливались барабанные тормозные механизмы.


И раз уж речь зашла про тормоза, то стоит сделать небольшое отступление и рассказать про особенность именно этой «Чайки», которую вы видите на фотографиях. Дело в том, что этот автомобиль никогда не принадлежал никому из высокопоставленных лиц СССР. Он даже не стоял на службе у государственного аппарата. Всю свою «жизнь» он провел при Горьковском Автозаводе. А все из-за своей маленькой особенности – на нем испытывались дисковые задние тормозные механизмы. В серию, как уже стало понятно, «Чайка» с такими тормозами не пошла – всему виной сложности бюрократии и нежелание руководства завода и правительства вкладывать средства в модернизацию производства.


Вернемся к особенностям конструкции серийных ГАЗ 14 «Чайка». Двигатель новому лимузину тоже достался от предшественника, правда, ему провели своеобразную «чистку легких». Для V-образной «восьмерки» применили двухкарбюраторную систему питания, изменили конструкцию впускного и выпускного коллекторов, а также систему фаз газораспределения. Благодаря этому, мощность двигателя выросла со 195 до 220 л.с. Максимальная скорость выросла со 160 до 175 км/ч, а время разгона до 100 км/ч сократилось с 20 до 15 секунд.


Гидромеханическую трехступенчатую коробку передач усовершенствовали, изменив передаточные отношения первой, второй и задней передачи, а вместо кнопочного управления появился привычный селектор.


Вместе с внешностью полностью изменился и интерьер. Для обивки салона использовали охристо-бежевый и серо-зеленый велюр. Хромированных элементов было немного, а вот вставок под шпон из дорогих пород дерева прибавилось.


Передняя панель напоминала нечто монументальное. Многие дизайнерские решения (например, приборы, утопленные в индивидуальных колодцах), впоследствии применили на ГАЗ 3102.


Всеволновый приемник создал завод «Радиотехника» специально для ГАЗ 14 «Чайка.


В отличие от передних сидений, которые имели широкий диапазон регулировок, задние пассажиры могли довольствоваться регулируемыми подголовниками и выдвижным центральным подлокотником. Но как же удобно тут сидеть! Мягкий диван окутывает тебя, заставляя «провалиться» во время государственных служащих Советского Союза.


Напротив дивана – два складных «стульчика» — страпонтены. Внутренние ручки дверей были сделаны с двух стороны, чтобы двери можно было открывать как с дивана, так и со страпонтенов.


Кроме двух отопителей, в багажнике располагался японский кондиционер. Естественно, максимальная эффективность охлаждения воздуха была на задних сиденьях.


В конце 80х Михаил Горбачев начал борьбу с привилегиями государственных служащих, которых пересадили на автомобили намного проще. ГАЗ 14 оказался не у дел, и его выпуск прекратили 24 декабря 1988 года. Причем, приказом Горбачева уничтожили все необходимое для производства техническое оборудование.


Вот так и закончилась история одного из самых величественных и недоступных автомобилей нашей страны. Сейчас немалое количество сохранившихся «Чаек» осело в частных коллекциях, а также используются в качестве свадебного транспорта. Достойная судьба для такого автомобиля? Не думаю…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о