Разное

Акустика ламповая – ламповая акустика — купить акустика для лампового усилителя в Санкт-Петербурге в интернет-магазине Pult.ru

Акустика для ламповых усилителей — Страница 3 — Техподдержка для начинающих

Avenger

… 5 ватт хватит для прослушивания музыки с избытком. Акустика у меня при этом 4А-32, с их чутьём в 95 дБ хватило бы и 2 ватт …

По-моему, этот вопрос имеет две разных «плоскости рассмотрения»…

И здесь в теме рассматривается только одна проблема, это – проблема чувствительности.

 

Обычно ламповые усилители имеют небольшие мощности – 5-15 вт, и редко 30-50 вт или более.

Поэтому первое, что приходит в голову – нужно, чтобы акустика для лампового усилителя имела высокую чувствительность!

 

Nemo

У меня колонки сделаны на основе С-90, поменяны только ящики, среднечастотники и фильтры, чувствительность ~87 db, усилитель по схеме Манакова. В комнате 18 кв.м громкости хватает с большим запасом для любого жанра.

А динамики от системы С-90 при подводимой мощности 30 вт развивают такое же звуковое давление, как и динамик 6ГД-2 при подводимой мощности 6 вт!!!

 

 

Вот эта тема уже давно обсуждается, но не было еще рассмотрено «второй плоскости» проблемы…

Речь идет о влиянии выходного сопротивления усилителя на работу АС.

 

Очень часто нормально работающая акустика с транзисторным усилителем начинает неудовлетворительно работать именно с ламповым усилителем! И в заголовке темы и в вопросе в самом первом посте, как я понимаю, стоит именно ЭТА проблема!

 

Oldman next

какая акустика должна быть подключена к ламповому усилителю?

Как известно, добротность громкоговорителя Qt влияет на форму АЧХ в области низких частот. И если Qt не оптимальна (для конкретного формления), то и АЧХ – тоже будет не оптимальна!

 

А на добротность громкоговорителя Qt влияет (не очень сильно, но все же существенно) выходное сопротивление усилителя. У транзисторного усилителя выходное сопротивление, как правило, равно нулю, а у лампового усилителя составляет около 1-3 Ома.

 

И именно поэтому (!) акустика, «заточенная» под транзисторный усилитель иногда начинает не удовлетворительно работать в комплекте в ламповым усилителем. И, кстати, наоборот – тоже …

 

По-моему, самый сложный вариант (но вполне реальный) – это «заточить» динамик для работы одновременно в оформлении с ФИ и ламповым усилителем.

 

P.S.

А для тех, кому медведь на ухо наступил, то согласен с barabass’ом, что :

Некоторым и ширика в радиоточке хватает

www.hi-fi.ru

Какая акустика сочетается с ламповым усилителем? Не любая! — Акустика

Перевод. Оригинал тут.

Что помогает динамику подружиться с лампой?

Многие из наших клиентов — любители ламп (или начинающие поклонники ламп), поэтому один из самых распространенных вопросов, который нам задают, — «Будут ли мои колонки работать с лампами?» Одни покупатели в смятении, другие явно дезинформированы о том, какие характеристики АС означают «дружественный к лампе» дизайн. Нам не удалось найти хорошее краткое описание этих характеристик в Интернете, и в результате мы решили написать его самостоятельно. В этой статье дается базовое объяснение того, почему некоторые колонки хорошо работают с ламповыми усилителями, а другие нет.

Преодолеваем дезинформацию

Одна из вводящих в заблуждение характеристик, которую часто представляют нашим клиентам — чувствительность. Эта спецификация обычно искажается как «эффективность», которой она, безусловно, не является. Динамики ужасно неэффективны, и вполне вероятно, что практически ни одному потребителю не знакомы фактические спецификации эффективности. Самым эффективным динамиком, разработанным на сегодняшний день, был Altec Lansing Voice of Theatre, у которого рейтинг эффективности составлял приблизительно 3,6%. Ни один производитель никогда не опубликует спецификацию эффективности, потому что это обескуражит и введёт в заблуждение потребителей. Но будьте уверены в одном: чувствительность и эффективность — это не одно и то же. Даже при использовании транзисторного усилителя нельзя приравнять высокую чувствительность к высокой эффективности — физика на самом деле сложнее, чем многие производители, и, к сожалению, рецензенты, как нам кажется, верят.

Вместо эффективности производители динамиков предоставляют параметры чувствительности. Предполагается, что эта цифра указывает, насколько громко будет играть динамик при питании от одного ватта мощности, или 2,83 вольт, при прослушивании на расстоянии одного метра. Проблема с этим измерением состоит в том, что условия, при которых оно проведено, не являются чётко определёнными, и, следовательно, не обеспечивают постоянной точки отсчета. Например, входная чувствительность (гейн) усилителя, используемого для этого измерения, неизвестна и не определена. Не менее важно, что значение указано для расстояния в один метр, а вот конкретные условия комнаты для прослушивания не определены. Неясно, состоялось ли измерение в безэховой камере, концертном зале, гардеробе или гимназии.

Самый важный урок, который можно извлечь из приведённого выше обсуждения — подойдёт вам лампа или нет — чувствительность по существу не при чём . Многие гуру ламп настаивают на том, что нужно использовать динамики с уровнем чувствительности 90 дБ или выше. Это просто неправда. Многие колонки с высокими показателями чувствительности являются плохим выбором для ламповых усилителей, в то время как многие колонки с низким уровнем чувствительности часто работают довольно хорошо. Почему это так? Читайте дальше…

Импеданс, фазовые углы и обратная электродвижущая сила… О, Боже!

Что такое импеданс

Импеданс (для целей данного обсуждения) может рассматриваться как переменный эквивалент постоянного сопротивления. В результате применим закон Ома: в цепи произведение сопротивления и тока представляет собой напряжение (условно представленное как V = I x R), которое в случае схемы динамик-усилитель является постоянным. Другими словами, когда сопротивление увеличивается, ток, необходимый от усилителя для поддержания напряжения в цепи, уменьшается. Что еще более важно, когда сопротивление уменьшается, требуемый ток увеличивается. Эта концепция важна как для ламповых, так и для транзисторных усилителей, что будет объяснено более подробно позже.

Практически все производители публикуют номинальные значения импеданса для своих динамиков. Термин «номинальный» призван указывать на оптимистичный и относительно ненаучный характер представленного значения. Многие АС номинально оценены в 8 Ом, но их полное сопротивление сильно колеблется в диапазоне слышимых частот. Недостаточно знать номинальный импеданс, чтобы определить, насколько хорошо динамик будет работать с лампой. Многие любители ламп утверждают, что номинальная мощность колонки должна быть 8 Ом или выше, чтобы она «дружила» с лампой — это упрощение, мы поясним его позже. Запомните, что номинальный импеданс является полезным показателем лишь в контексте минимального импеданса. В идеале производитель должен предоставить график зависимости импеданса данного динамика от частоты.

Давайте посмотрим на такой график:

На приведенном выше графике сплошная линия представляет импеданс, а пунктирная линия — фазу. Частота измеряется по горизонтальной оси в Гц. Импеданс измеряется в омах по левой вертикальной оси. Фаза измеряется по правой вертикальной оси в градусах.

Ясно видно, что импеданс измеряемого динамика значительно изменяется в зависимости от частоты. Интересно отметить, что номинальный импеданс этого динамика составляет 8 Ом, несмотря на тот факт, что для больших пиков его сопротивление составляет менее 4 Ом.

Что такое фазовые углы?

Также стоит обсудить измерение фазы на графике выше. Фаза измеряется в градусах. Чем больше угол в положительном направлении, тем более индуктивным становится динамик, чем больше угол в отрицательном направлении, тем больше ёмкость. Вышеупомянутые фазовые углы динамика фактически не такие крутые, как некоторые другие, которые мы видели, но одно важное соображение заключается в том, что динамик достаточно ёмкостный при частоте около 80 Гц, где полное сопротивление динамика составляет около 4 Ом. Сочетание низкого импеданса и высокой емкости требует, чтобы усилитель генерировал большие величины тока на этой частоте.

Чего же хотят лампы?

Лампы любят резистивную нагрузку — это действительно так просто. Резистивная нагрузка означает ровный импеданс и индуктивный, а не ёмкостный фазовый угол. Менее технический взгляд на идеальный динамик с точки зрения лампы заключается в следующем: лампы любят постоянство. Они предпочитают динамик, который не просаживается с 8 до 2 Ом (и потом обратно). Если импеданс падает, ему следует делать это постепенно или небольшими пиками. Лампы любят постоянную нагрузку — ёмкость этому противоположна. Когда динамик ведет себя ёмкостным образом, он создает неравномерную нагрузку на усилитель, запрашивая ток при внезапных выбросах. Лампы не любят вкачивать ток по первому же требованию. Они предпочитают постоянную и предсказуемую нагрузку.

В реальности производителям колонок иногда бывает трудно сохранить все вышеупомянутые переменные в идеальных диапазонах. Если фазовые углы должны быть ёмкостными, импеданс должен быть высоким. Чем ниже импеданс, тем он должен быть более плоским и тем менее ёмкостным должен быть фазовый угол. Все три переменные (кривая импеданса, значение импеданса, значение фазового угла) вместе определяют, насколько хорошим будет согласование динамика с ламповым усилителем.

По этой причине аргумент, что только колонки с импедансом 8 Ом или выше будут работать на лампах, неверен. Есть много «ламповых» колонок с номинальным сопротивлением 4 Ом. Если импеданс динамика относительно ровный и постоянно колеблется около 4 Ом, и если фазовые углы являются лишь слегка ёмкостными, а ещё лучше, индуктивными, то нет причины, по которой АС на 4 Ом не станет хорошо работать с ламповым усилителем. Некоторые из наших любимых «ламповых» колонок как раз на 4 Ом! Также важно понимать, что нет необходимости использовать 4-омные выходы на ламповом усилителе с 4-омными динамиками. Многие АС на 4 Ом звучат лучше всего при подключении к 8 или даже 16-омным выходам. Если динамик имеет резистивную нагрузку (т.е. ровный импеданс — даже если он низкий), то выходы на 8 или 16 Ом будут работать нормально и всегда будут звучать лучше, чем выходы на 4 Ом. Если динамик требует больше тока, потому что импеданс низкий и не очень ровный, подключение к 4-омным выходам скорее всего даст лучший контроль баса ценой снижения разрешения высоких и средних частот. Мы рекомендуем вам попробовать свои колонки на каждом из выходов, чтобы услышать разницу.

Если приведенное выше объяснение кажется сложным, давайте рассмотрим еще несколько графиков. Визуализация нашего объяснения значительно облегчит понимание. Давайте начнем с некоторых графиков колонок, великолепно работающих с лампами.

Приведенный выше график относится к Rogers LS 3/5a, хорошо известному своему сочетанию с лампами. Хотя импеданс не является ровным, он неизменно высок, никогда не опускаясь ниже 8 Ом и часто достигая пика выше 20 Ом. В результате он требует от усилителя меньше тока. В то же время, фазовые углы для этого динамика лишь немного ёмкостные, за исключением провала на частоте около 110 Гц. Тем не менее, обратите внимание, что соответствующий импеданс чрезвычайно высок, что несколько снижает влияние емкостного сопротивления. Такое поведение (повышение импеданса во время снижения фазового угла) встречается во многих динамиках, дружащих с лампами. Помните наше обсуждение чувствительности и как оно может вводить в заблуждение? Измерения чувствительности Rogers LS 3/5a составляют 82 дБ/ватт. Тем не менее, это одни из самых подходящих среди когда-либо сконструированных колонок для использования с лампами. Rogers LS 3/5a — один из лучших примеров в нашей отрасли низкочувствительных АС с высоким импедансом и относительно мягкими фазовыми углами, которые прекрасно сочетаются с лампами.

Давайте посмотрим на другую колонку:

Выше приведен график импеданса для другого очень дружественного к лампе громкоговорителя (чувствительность публикуется как 86 дБ/ватт). Снова мы видим тенденцию к постоянно высокому сопротивлению. Номинально этот динамик рассчитан на 8 Ом, а его импеданс никогда не падает сильно ниже 6,5 Ом. Фазовые углы у этого динамика даже лучше, чем у Rogers, с одним небольшим провалом на частоте около 80 Гц, показывающим меньшую ёмкость, чем в Rogers, и снова мы видим, что соответствующий импеданс довольно высок.

Теперь давайте попробуем динамик с более низким импедансом:

Этот динамик имеет номинальный импеданс 8 Ом, что может быть немного оптимистично, но тем не менее он пару раз ненадолго опускается ниже 6 Ом, и когда это происходит, фазовые углы либо слегка емкостные, либо индуктивные.

Теперь давайте посмотрим на некоторые «анти-ламповые» графики импеданса:

Здесь мы видим динамик, номинальный импеданс которого (8 Ом) не имеет никакого отношения к его фактическому импедансу. На большей части диапазона слышимой полосы пропускания этот динамик показывает менее 4 Ом. Более того, около 55 Гц мы видим очень крутой ёмкостный фазовый угол, который пересекается с низким импедансом. В совокупности эти два фактора предъявляют очень существенные требования к усилителю. И этот динамик имеет опубликованную чувствительность 91 дБ/ватт! Понятно ли теперь, насколько может быть обманчива чувствительность при выборе удобного для лампы динамика? Из всех рассмотренных выше, динамик с наилучшей чувствительностью оказался наихудшим для применения с лампой.

Вот еще один парень, который плохо играет с лампой:

В этом случае проблема действительно довольно проста — измеренный импеданс для этого динамика нереально низкий в большей части спектра. От 80 Гц до 50 кГц этот динамик показывает менее 4 Ом, а в некоторых точках падает и до 3 Ом. Хотя его фазовые углы относительно безвредны, импеданс настолько низок, что только высокая индуктивная нагрузка будет иметь значение. Для этого динамика требуется усилитель, устойчивый к очень низкому импедансу, который способен выводить большое количество тока по требованию.

Давайте посмотрим на еще один график:

В этом примере мы видим импеданс, который имитирует американские горки — вверх, затем вниз, затем вверх, снова вниз. Гигантский пик между 1 и 5 кГц, по обе стороны которого мы видим импеданс менее 4 Ом, гарантирует неустойчивую работу с лампами. Как и в предыдущих примерах, мы также видим относительно ёмкий фазовый угол, пересекающийся с довольно низким импедансом, требующим высокого выходного тока усилителя.

Что такое обратная электродвижущая сила (ЭДС)?

Обратная ЭДС — это такая переменная, которую трудно измерить на основе графиков импеданса, но она вносит значительный вклад в то, насколько дружественным к лампе будет данный динамик. Подумайте на минуту о том, как работает АС: усилитель возбуждает драйвер динамика, посылая ему ток. Теперь посмотрите на процесс в обратном порядке: если вы возбуждаете драйвер динамика (например, осторожно нажимая на него), вы посылаете некоторый ток из динамика в усилитель. Вы просто поменяли направление в цепи. Обратный ЭДС может рассматриваться в этом контексте.

Таким образом, когда усилитель посылает ток динамику, а драйвер динамика движется, ток возвращается от динамика к усилителю. Математически усилитель воспринимает этот ток как отрицательный, потому что он течет в противоположном направлении по отношению к току, который усилитель посылает на динамик. Самый простой способ представить обратную ЭДС — ассоциировать её с чистым сокращением импеданса динамика.

Обратная ЭДС проявляется наиболее сильно с плохо амортизированными вуферами. В результате, если динамик и отправляет большую ЭДС обратно на усилитель, то он обычно делает это при воспроизведении низких частот, т.к. именно на низких частотах драйвер достигает пика в колебании. Поэтому так часто встречаются динамики, которые хорошо работают с лампами, пока не поставишь запись с мощным басом, и в этот момент динамик спотыкается и звук быстро ухудшается. Это лишь результат возбуждения низкими частотами большого гибкого (как дискета) драйвера, который, в свою очередь генерирует обратную ЭДС и снижает импеданс.

Поэтому нужен метод проб и ошибок. Просто взглянув на график импеданса не всегда можно гарантировать, что динамик подойдет к лампе. График импеданса не показывает влияние обратной ЭДС , потому что она значительно варьируется в зависимости от используемого музыкального материала.

Рискнём повториться, точно так же, как мы не можем судить о качестве динамика, глядя на его график импеданса, нельзя судить о его звучании, основываясь на том, сколько обратной ЭДС он генерирует. Все переменные, которые мы обсуждали в этой статье, просто связаны с тем, насколько дружественным к лампе будет данная АС, и, следовательно, насколько хорошо он будет звучать с ней. Динамик с низким импедансом, высокой ёмкостью и значительной обратной ЭДС может звучать невероятно с правильным усилителем. Но важным соображением при оптимизации звучания этого АС будет выбор усилителя, который может адекватно удовлетворить требованиям, предъявляемые к нему такими электрическими характеристиками.

Транзисторы тоже могут быть привередливы!

Давайте на минуту обсудим транзисторные усилители. Важно понимать, что все наше обсуждение импеданса и обратной ЭДС применимо ко всем усилителям, не только к ламповым. Не все транзисторные усилители хорошо подходят для колонок, сопротивление которых падает ниже 4 Ом. Некоторые усилители используют схемы, которые называются «ограничением тока»: чем меньшее сопротивление динамик оказывает усилителю, тем меньший ток он получает. Для многих усилителей выходной ток ограничен нагрузкой ниже 4 Ом. По сути, это означает, что динамик, импеданс которого падает ниже 4 Ом для значительной части звукового спектра, не будет задействован до своего полного потенциала транзисторным усилителем с ограничением тока. Вот почему в нашем обсуждении чувствительности мы указали, что высокая чувствительность не гарантирует, что динамик будет играть громко, даже если он работает от транзисторного усилителя. Имея динамик с чрезвычайно низким сопротивлением, подключенный к неподходящему транзисторному усилителю, вы обнаружите, что до определенного порога он вообще не сможет играть независимо от чувствительности.

Какие усилители ограничивают ток? На этот вопрос должен уметь ответить продавец, а если нет, то, конечно, производитель усилителя. Причина, по которой столь многие дешевые ресиверы и усилители не способны воспроизвести глубокий бас, заключается в том, что они имеют схему ограничения тока, не позволяющую им передавать низкие частоты при низком импедансе. Следовательно, при подключении к АС с низким импедансом, особенно на низких частотах, эти ресиверы или усилители выдадут хлипкий бас.

Но это необязательно плохой признак: многие замечательные транзисторные усилители используют схемы ограничения тока. Выбор динамиков, которые будут звучать лучше всего на транзисторном усилителе с ограничением тока, аналогичен выбору АС для лампового усилителя, хотя в этом случае не нужно быть настолько жёстким в критериях подбора. Обычно транзисторные усилители, даже те, которые ограничивают ток, более устойчивы к высокой ёмкости, чем ламповые усилители, и большие перепады импеданса менее важны, если минимальный импеданс остаётся выше разумного значения, такого как 4 Ом. Обратная ЭДС не склонна беспокоить транзисторный усилитель, если только динамик сам по себе не обладает низким импедансом и не посылает значительное количество обратной ЭДС в усилитель.

Для тех динамиков, которые представляют более сложные нагрузки с чрезвычайно низким импедансом, следует выбирать транзисторные усилители, использующие схему «демпфирования тока». Усилители с демпфированием тока продолжают выдавать всё больший и больший ток до тех пор, пока импеданс не станет исчезающе низким. Обычно такие усилители отключаются только при наличии короткого замыкания или при достижении тепловой нестабильности.

У нас <в магазине> имеются как полупроводниковые усилители с демпфированием, так и с ограничением тока, поэтому когда покупатель желает приобрести транизсторный усилитель, мы стараемся выбрать подходящий для его колонок.

Как мне понять — играет с лампой или нет?

Вы можете легко определить, плохо ли звучит динамик на лампах, если … послушаете его! Конечно, мы рекомендуем вам узнать как можно больше данных, чтобы вы не тратили время на прослушивание явно не подходящих для лампы вариантов, но когда дело дойдёт до выбора, единственный способ найти правильные колонки — обязательно послушать их. Звучание плохо подходящего динамика при подключении к ламповому усилителю обычно характеризуется одной или несколькими из следующих звуковых характеристик:

  • Двойное моно изображение, т.е. динамики не «исчезают»
  • Необычно слабые кизы или сцена
  • Бугристый, раздутый или бас «одной ноты»
  • Недостаток контроля над басом — чрезмерная пышность или пухлость
  • Провал в среднем диапазоне
  • Всякий раз, когда бас включается, средние частоты уходят
  • Всякий раз, когда звучит бас, высокие становятся резкими и напряженными
  • Когда вы подключаете динамик к транзисторному усилителю, низкие частоты становятся более собранными, средние частоты возвращаются, а высокие частоты смягчаются

Вышеуказанные черты особенно выражены на однотактных триодных усилителях. Некоторые колонки дружественны к пушпулу, но не дружат с однотактом. Двухтактные усилители, даже с низкой номинальной мощностью, как правило, способны выдерживать более требовательные или ёмкостные нагрузки, чем однотактные. Если вы сомневаетесь, перед покупкой прослушайте усилитель и динамики, которые вы планируете сочетать.

Заключительные замечания

Как вы можете видеть, понимание измеримых характеристик аудиооборудования является основополагающим для построения хорошей системы Hi-Fi, независимо от того, планируете ли вы использовать ламповый или транзисторный усилитель. Трудно сделать обобщения о качестве данного динамика или усилителя с точки зрения только его измерений. Есть много замечательных акустических систем, которые являются чрезвычайно высокой нагрузкой для усилителя и просто не подходят к лампе. С другой стороны, есть колонки, которые легко приводятся в движение и являются мягкой нагрузкой, но, возможно, это не лучшие образцы акустики, которые можно найти в нашей отрасли. Как уже много лет обсуждалось в журналах и на форумах, нельзя сделать простую связь между измерениями и производительностью. Тем не менее, мы считаем, что игнорировать измерения означает ограничивать производительность своего оборудования. Мы приглашаем вас зайти в Symphony Sound и послушать звучание, которое могут дать правильно подобранные компоненты.

www.dastereo.ru

Ламповый аудиокомплекс начинающего. Восемь вариантов включения ламп + АС с чертежами

Статья, в первую очередь, ориентирована на начинающих любителей лампового звука, желающих построить достойно звучащую систему при минимальных трудовых и материальных затратах. Схема и конструкция позволяют выбрать свой вариант звучания УМЗЧ из 4-х предложенных.

Ребяты, на фотке возможный результат ваших трудов! За дело!
Для начала немного идеологии. Если аппаратура «Hi-Fi» (высокая верность звуковоспроизведения) имеет вполне определённые стандарты, то «Hi-End» (я бы перевёл как «так высоко, что дальше некуда») весьма расплывчатое понятие, включающее массу субъективных факторов, истинных и ложных трактовок, физических, эзотерических и чисто маркетинговых толкований.
Считается, что «Hi-End» удел избранных. Предлагаю развеять этот миф и попробовать на себе.

Отбросим в сторону «шелуху» в виде: креативно — концептуальных технических решений, применения всякого рода «гармонизаторов», направленности и прямолинейности проводников, зависимости звучания от заоблачной цены на применяемые элементы и так далее.
Сформулируем свою идеологию.
Исходить будем из положительных и физически объяснимых опций «хайэнда»:
• минимальная длина тракта,
• минимальное количество элементов,
• культура исполнения конструкции и монтажа,
• применение качественных радиоэлементов и материалов,
• ну и «hand made» — ручная работа, а точнее «домашнее рукоделие».

Подмешаем в нашу идеологию немного «культовости»:
• отсутствие полупроводниковых элементов,
• отсутствие общих и местных обратных связей,
• отсутствие инструментальной оценки характеристик,
• отсутствие IT-технологий в реализации (программное моделирование и т.п.).

Содержание / Contents

Исходя из нашей идеологии, рисовал всё от руки, чтобы «высокие технологии» не коснулись «святого». Прошу прощения за качество рисунка. Схема была нарисована в самом начале обдумывания темы, многократно правилась в процессе макетирования, изготовления и настройки.
Это оригинал с вложенной в него душой, для эзотериков — с энергетикой.

Прошу не пугаться. На первый взгляд схема сложновата и для начинающего не подходит. Но это только на первый.

Я предлагаю универсальный проект: четыре (!) варианта включения ламп при минимальных затратах и максимальной простоте эксплуатации. Переход из одного варианта в другой заключается в оперативной замене ламп и установке токов покоя.
Подобный принцип уже был описан для двухтактного усилителя в моей датагорской статье.

Сейчас у нас конфигурации следующие:
1) драйвер 6Ж8 (в пентоде) + выход Г807 (в УЛ)
2) драйвер 6Ж8 + выход EL34 (в псевдо-триоде)
3) драйвер 6Г2 + выход Г807
4) драйвер 6Г2 + выход EL34
Как сказал классик, все хороши, выбирай на вкус! Все проверены и все звучат достойно.
Хотите оставить в проекте только один вариант — нужно всего лишь выкинуть четыре ламповые панели.

Имеем классический однотактный усилитель класса «А» с непосредственной связью между каскадами, мощностью 5 Вт, на двух лампах, и без общей ООС.

Лампы выбраны недорогие и доступные для приобретения, а также проверенные практикой и временем. Драйвер 6Г2 (6Ж8 в пентоде) с автоматическим смещением. Выходной каскад на Г-807 в ультралинейном включении (или EL-34 в псевдо-триоде) с фиксированным смещением.

Резисторов и конденсаторов необходимый минимум. Выпрямители на кенотронах 5Ц4С и 6Ц5С.

В итоге на канал нужно:
• лампы – 2 шт.,
• «сигнальные» резисторы, включая регулятор громкости – 2 шт.,
• переходные конденсаторы – ни одного,
• полупроводниковые элементы – ни одного.
Изначально была задумка в псевдо-триоде использовать прямонакальный лучевой тетрод 6П21С. Но у этой лампы есть проблемы при работе с фиксированным смещением (нестабильность режима) и требуется питание накала постоянным током, желательно стабилизированное.

Конструкция, дизайн — тут кто как сможет. Я заказал распил элементов из ламинированного МДФ в магазине «Дизайн-мебель», это конечно не массив дорогой породы дерева, но для нас, «начинающих хайэндщиков», вполне себе подходит.

Клеммы акустики на задней панели. На передней панели регуляторы громкости, входные «тюльпаны» и стрелочные приборы контроля токов покоя. Потенциометр установки токов покоя на плате УЗЧ, должен быть легкодоступен. Индикатор включенного состояния — свечение накалов ламп.

Плата УЗЧ (шасси) – нефольгированный стеклотекстолит 5 мм. Нефольгированный для уменьшения ёмкости монтажа, всё «висит в воздухе» (как на макете) и конструкция «легко дышит».

Проводники: одножильный, медный, лужёный или даже посеребрённый монтажный провод (проволока). Цепи переменного тока: витые пары гибких многожильных проводов. Монтаж на контактах ламповых панелей, выводах электролитических конденсаторов и стойках, установленных «по месту» в процессе сборки.


Кожух трансформаторов склеен из пластика, покрашен матовой эмалью из баллончика. С лампами, выходными трансформаторами и проводами мы определились. Пойдём дальше.
Если номиналы выдержаны, лампы исправны и выходные лампы попарно подобраны, настраивать практически нечего.
Без Л3 (Л4), R5-R6 в положении наибольшего сопротивления. По очереди проверяем токи драйверных ламп = 1,5 мА (±0,1 мА), при необходимости подбираем номиналы катодных резисторов (R14, R15). Устанавливаем на место Л3 (Л4), по миллиамперметру «оперативным» резистором R5-R6 выставляем ток выходных ламп 50-70 мА.
Резисторы R16 подобраны заранее, до монтажа, на ток полного отклонения индикаторной головки = 100 мА.
Примеров акустического оформления громкоговорителей множество, как выбрать лучшее?
Нам нужна высокая отдача по звуковому давлению в широком диапазоне на малых «ламповых» мощностях. Исходить будем из доступности приобретения и изготовления комплектующих, простоты реализации конструкции и приличного внешнего вида.

После сопоставления разных вариантов, оценки положительных и отрицательных сторон того или иного оформления («Лабиринт», «Рупор», «ОРТО», «TQWN» и т.д.) и вопреки массе противоречий я остановился на «экзотике»: «обратный, ломано–экспоненциальный рупор». Несколько громоздко, но реализовать принцип рупора (экспоненциальное расширение сечения «трубы») иначе не представляется возможным.
Рисунок, также, выкладываю «рабочий, заряженный».


Длина «обратного рупора» (от диффузора динамика до порта) порядка 2,2 метра (если рассматривать как четвертьволновой лабиринт, то частота резонанса = 40Гц).
Расширение сечения рупора (ломано-экспоненциальное) даёт прирост отдачи на низких частотах. Начальное сечение рупора несколько меньше, чем эффективная (излучающая) площадь задней стороны диффузора динамика, что даёт небольшую «компрессию» в пред-рупорной камере, увеличивая демпфирование системы в районе основного резонанса.

Выбор динамических головок. НЧ звено — 6ГД-2РРЗ, 10-дюймовые отечественные «басовики», винтаж и раритет, но приобрести ещё можно.
ВЧ звено — тут я изменил своей идеологии в части шёлковых «купольников», ведь цена настоящего шёлка не вписывается в бюджет «начинающего». Применим автомобильные ВЧ-головки «TEAC TE-T100»: литой дюралевый рупор и титановая мембрана.

Никаких сложных фильтров, ВЧ головка подключена через конденсатор К73-16 на 1 мкФ и резистор 3,9 Ом 5 Вт последовательно для согласования с 8-омным НЧ динамиком по чувствительности.
Для защиты диффузора НЧ-динамика приобрёл 10-дюймовые «грили», крепятся на фланцы динамиков посредством двухстороннего, автомобильного скотча.

Распил заказан в мебельном салоне. Передняя панель из ламинированного МДФ 16 мм, всё остальное ДСП 16 мм.

Жёсткость конструкции очень высокая за счёт малой ширины «фронта» и многочисленных перегородок внутри. Всё свинчено мебельными евро-шурупами, с посадкой на силиконовый герметик.


От демпфирования внутренних поверхностей и наполнения «кармана» пред-рупорной камеры звукопоглотителем отказался, чтобы не превращать энергию звуковой волны в тепло и не делать звучание «ватным».Устанавливаем конфигурацию ламп, подключаем акустику и источник сигнала к усилителю, регуляторы смещения выводим на максимальное отрицательное напряжение, прогреваем, выставляем токи покоя, ставим «лучшую» композицию, слушаем…

Для «хайэнда начинающего» неплохо! Звучание сбалансированное, ничего лишнего, есть сцена, «воздух». Звукового давления в комнате 35 м2 на 5 Вт уже многовато. Комфортное прослушивание при 3-4 Вт на канал.

Какой вариант на мой взгляд (слух) лучший — не озвучиваю, тут дело вкуса. Все «поют» неплохо, «окрас» разный, кардинальных различий нет.

Вот такой «огород», вернее «хайэнд» у нас получился. Лично сам я здесь ничего нового не придумал, выбрал лучшее и простое, оптимизировал и вот результат.

«Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать.» С. Экзюпери.
Применительно к данной конструкции: улучшать нечего, кроме, пожалуй, одного: можно увеличить напряжения питания до 370 — 420 Вольт в плече. Потребуется применить другой анодно-накальный трансформатор и соответственно увеличить номиналы резисторов R4, R7 для сохранения режима драйверной лампы.

Для драйвера на 6Н9С (Uc1 = -3,5 В, Ia = 0,75+0,75 = 1,5 мА) сделал переходники из ламповых панелей и цоколей + два резистора. Устанавливается вместо 6Ж8.
Послушал, результат ожидаемый: звучит!

Вместо 6Ж8 пробовал 6Ж4 (прямым «перетыком»), разница почти не ощутима, но требуется отбор ламп по максимальному (и одинаковому) току анода.

Александр (aleks8845) подкинул мысль и два дросселя большой индуктивности на т.н. «нано-ториках». Я домотал сверху «первички» для Ктр = 10, разломал две ненужные лампы, на цоколях соорудил «нано-лампо-трансформаторы», добавил два резистора, два конденсатора, два разъёма RCA и получил ещё две конфигурации для источников с собственным регулятором громкости: звуковая карта ПК, плеер с выходом на телефоны, ПК + ЦАП. Устанавливается эта штуковина вместо 6Г2. Получаем самый короткий тракт: повышающий трансформатор + выходная лампа.


Результат прослушивания с ЦАПа превзошёл все ожидания! Звучание динамичное, высокая детализация и прозрачность, никаких «окрасов». Рок, «противопоказанный» для однотактных усилителей, зазвучал убедительно и полноценно. Откуда взялся напор — непонятно (клиппинг наступает при 5 Ваттах мощности).

Вместо EL-34 опробованы лампы КТ-88 и 6П3С, результат положительный. Не скажу, что звучание этих ламп с разницей в цене на порядок кардинально отличаются.
На КТ-88 с «нано-лампо-трансформатором» получаем всего 1,5-2 Ватта звука, но какого!

Итого ВОСЕМЬ+ конфигураций включения ламп в одной конструкции!

Спасибо за внимание!
Спасибо Игорю (Datagor) за помощь в публикации статьи.

Камрад, смотри полезняхи!

Юрий (titpol)

Тамбов

О себе автор ничего не сообщил.

 

datagor.ru

Акустика для лампого УНЧ

Добрый день дорогие читатели автожурнала. Прежде чем делать ламповый усилитель и тем более под него акустику, ответьте на вопрос: «Для какой музыки собирается усилитель, да ещё и на лампах?»

Два мира, или главная задача аудиофила

Не секрет, что современные микросхемы и мощные транзисторы с невероятной точностью и убийственной громкостью могут воспроизвести электронную, клубную и рок-музыку.

И плевать, что это не соответствует каким-то канонам аудиофилии. Зато децебельное море драйва заставляет сердце биться чаще, а под действием адреналина движения становятся легче и ритмичней. Музыка становится допингом, заряжая чувством силы.

Но с возрастом все это притупляется, становится неинтересным, музыка включается всё реже и реже. Нет, с Вами конечно такое не случится 🙂

Открыть для себя новый мир звуковых ощущений, вернуть сильные эмоции – вот главная задача аудиофильской аппаратуры. Соответственно источник звука, усилитель и акустика должны максимально приближаться к естественному звучанию живых музыкальных инструментов. Это единственная цель ради чего стоит затевать самодельщину.

Вот почему становится интересным ламповый УНЧ с более чем скромными параметрами, но обладающий живым звучанием. Вот почему до сих пор ценен старинный динамик с большим бумажным диффузором.

Столкновение этих двух мировоззрений выливается на форумы в виде бесконечных споров, запутывая умы молодых аудиофилов. Сталкиваются не только противоположность взглядов, возникает противоречие схемных и конструктивных решений. Например с легкостью ради оригинального звука отключаются обратные связи (прощай линейность) и используются высокодобротные динамики (прощай низы) и т.д.

После проделанной работы появляется аппаратура, иногда с жуткими искажениями на некоторых участках АЧХ, в принципе не способная воспроизводить тяжелую музыку с нужной степенью драйва. Но божественно играющая партии классических инструментов, джаз и вокал. Слышно все: атмосферу зала, дыхание исполнителя, затухающую вибрацию струны, слышны звуки о которых раньше и вовсе не имел понятия. С пониманием мастерства исполнителя приходит эстетическое наслаждение, а это дорого стоит.

Есть ещё один фактор играющий важную роль. Это помещение в котором прослушивается музыка. Если Вы обладатель большой (от 30 м2) комнаты с Золотым сечением, обставленной только мягкой мебелью, с персидскими коврами на стенах за которыми не живут соседи, и при этом импонирует тяжелая музыка, то приобретение современного комплекта аудиотехники не составит большого труда.

Мы же попытаемся получить интересный, в какой то степени приближенный к естественному звучанию, звук в небольшой комнате (от 10м2), используя простые в расчете и изготовление решения.

Не переоценивая своих возможностей строим планы

Самая простая акустика подходящая для лампового УНЧ это просто лист фанеры, где посередине располагается широкополосный, высокодобротный динамик. Плюсы такой открытой АС очевидны — движению диффузора не мешает давление воздуха. Легко отыгрываются малейшие нюансы звука, с хлестким и скоростным ритмом барабанов. Минусы – размер листа фанеры 2х3 метра.

И было бы куда не шло, повесить его на стеночку, но нет щит нужно расположить не менее метра от стены. А еще стойку с аудио техникой поставить и прочую мебель, в маленькой комнате место самому аудиофилу уже не останется 🙂

Технологически сложная лабиринтная и рупорная акустика имеет также немаленькие размеры. С фазаинверторной акустикой также все плохо. Звучание маленьких колонок нас не устроит, большие не прокачают слабенький однотакт.

Но вернемся к нашему щиту. Кому-то в голову пришла здравая мысль свернуть щит в ящик. И, «О, ля-ля!», появилась новая, вернее хорошо забытая открытая акустика — ОЯ (открытый ящик).

Конечно размеры чтобы получить басы все таки великоваты. Да и делать колонку ОЯ высотой более метра, чтобы вставить 2-4 ватный динамик это не комильфо. Но для 100-200гц размеры приемлемы, а низы догоним сабвуфером.

P.S. Получается, что оптимально для маленького помещения – трифоник.
Продолжение следует…

© rusavtoplus.ru, 2013-2019 | Все права защищены

Метки: Акустика

rusavtoplus.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о