Разное

Бриллиантовая машина: цены и характеристики, фотографии и отзывы – Brilliance china auto — Википедия

Бриллиантовые: вымершие автомобили ромбовидной компоновки

Характерный автомобиль ромбовидной компоновки с закрытым обтекаемым кузовом

За более чем столетнюю историю автомобиля вручную была собрана максимум пара сотен ромбовидных машин, построенных практически по одной–единственной схеме. В пространстве между двумя вынесенными на боковины рамы колесами, обычно ведущими и чуть сдвинутыми назад, помещался достаточно просторный и удобный салон с широкими боковыми дверями. При этом передние и задние колеса делали управляемыми, а где-то между ними изобретатели находили местечко и для силового агрегата.

Типовая компоновка ромбокар с выделенными красным цветом колесами и силовым блоком
Типовая компоновка ромбокара с выделенными красным цветом колесами и силовым блоком

Четырехколесные ромбовидные машины, как и обычные трехколески, относили к категории трехколейных автомобилей, у которых колеса катились по собственной колее. В зависимости от происхождения их называли по-разному: ромбоидальные, ромбические, ромбокары, ромбоиды, ромбоциклы и т. д.

британская повозка Dunkley
Предшественник ромбоидов — британская повозка Dunkley, выполненная по схеме «спина к спине». 1896 год

В конце XIX века первой ромбовидной машиной считалось странное симметричное прогулочное средство передвижения Dunkley Moke с центральным расположением газового моторчика, огромными ведущими велосипедными колесами и двумя крайними поддерживающими катками. В открытом плетёном «кузове» спинами друг к другу сидели два человека, причем каждый из них со своего места мог управлять движением и торможением машины.

ромбокар Sunbeam-Mabley
Известный английский ромбокар Sunbeam-Mabley с наружной установкой легкого бензомотора

В поисках идеального автомобиля

В начале ХХ века самым известным, оригинальным и экзотичным микроавтомобилем, открывшим эру ромбокаров, стала несуразная миниатюрная машинка Sunbeam-Mabley британской велосипедной компании John Marston Ltd., спроектированная конструктором Максвеллом Мэбберли Смитом. В отличие от будущих ромбоидов, ее открытый деревянный кузов имел три посадочных места. На переднем удлиненном сиденье рядом друг с другом сидели два пассажира, а на заднем с трудом умещался водитель с рукояткой управления.

Самоходный «диван на колесах»
Самоходный «диван на колесах» вёз двух пассажиров и расположившегося сзади водителя

Французский одноцилиндровый 326-кубовый мотор de Dion-Bouton мощностью 2,75 л.с. в блоке с двухступенчатой коробкой передач буквально свисал с внешней стороны передней стенки кузова, приводя плоским ремнем переднее колесо. На ней крепили также радиатор и топливный бачок. Управляемым сделали заднее колесо, два боковых играли роль опорных.

Sunbeam-Mabley Sunbeam-Mabley
Компактная машина Sunbeam-Mabley выпуска 1901 года Вариант автомобиля Sunbeam-Mabley образца 1902 года

Несмотря на неустойчивость, плохую управляемость и невозможность передвижения по неровным дорогам Sunbeam-Mabley оказался чуть дороже мотоцикла и поначалу имел успех, который быстро прошел. До 1903 года построили порядка 130 «самоходных диванчиков», открывших дорогу легковым автомобилям марки Sunbeam.

Экипаж Sunbeam-Mabley
Экипаж Sunbeam-Mabley из коллекции Национального автомобильного музея Нидерландов

Несмотря на провал английского ромбокара, в довоенные времена было создано еще несколько подобных и тоже неудачных машин, о которых не сохранилось точных сведений и фотографий. В 1901-м по образцу Sunbeam-Mabley француз Кормери построил свой вариант, не получивший признания. Самым простым оказался одноместный американский ромбоцикл Autocycle, переделанный из мотоцикла с шестисильным мотором воздушного охлаждения, цепным приводом заднего колеса и двумя боковыми поддерживающими.

В апреле 1915-го в США появился спортивный вариант Serpentina с кузовом в форме бриллианта, у которого для повышения маневренности использовалась система синхронного поворота переднего и заднего колеса в разные стороны конструкции инженера Фускадо, позволявшая машине разворачиваться на месте. Эту гамму замыкал немецкий Morgan с задним 500-кубовым мотором в 12 сил с двумя противоположными цилиндрами и средними ведущими колесами с карданным приводом.

Serpentina. 1915 год
Morgan Auto AG. 1924 год
Американский двухместный ромбовидный аппарат Serpentina. 1915 год Ромбическая машина берлинской фирмы Morgan Auto AG. 1924 год

В 1920-м итальянский конструктор Оттавио Фускадо основал собственную фирму для выпуска целой гаммы высокоманевренных машин Rombo c крайними управляемыми колесами, средними ведущими и центральным размещением силового агрегата, разработанных еще в 1913 году. Базовый вариант получил стальную раму под силовым блоком и пружинную подвеску, но себя не оправдал. Единственным успехом Фускадо на этом поприще стали два ромбовидных броневичка, на базе которых он построил последний ромбоид с закрытым обтекаемым кузовом.

Унифицированный по шасси с броневиком итальянский «Ромбо» с закрытым кузовом. 1941 год
Унифицированный по шасси с броневиком итальянский «Ромбо» с закрытым кузовом. 1941 год

Бесполезные ромбические страсти

Только после Второй мировой долгий застой в этой области прервал француз Марсель Аламаньи, построивший компактный и абсолютно симметричный ромбовидный автомобиль своего имени — Alamagny, показанный в 1948 году на Парижском автосалоне.

Уникальная симметричная ромбовидная французская машина Alamagny. 1947 год

Alamagny. 1947 год
Alamagny. 1947 год

Его главной особенностью являлись совершенно одинаковые передняя и задняя части кузова на четырех человек. Они попарно располагались спинами друг к другу и для входа в салон и выхода из него откидывались в разные стороны. При общей классической конструкции со средними ведущими колесами и одним передним управляемым машину оборудовали серийными агрегатами от довоенной микролитражки SIMCA — четырехцилиндровым 17-сильным мотором объемом в 569 кубиков, коробкой передач, подвеской и рулевым механизмом.

Ромбоид Марселя Аламаньи с откинутыми в стороны «обитаемыми» частями кузова

Ромбоид Марселя Аламаньи с откинутыми в стороны «обитаемыми» частями кузова
Ромбоид Марселя Аламаньи с откинутыми в стороны «обитаемыми» частями кузова

Одновременно в Америке появился перспективный ромбоидальный аппарат, в честь своего конструктора Гордона Хансена получивший марку Gordon с приставочкой Daimond («Бриллиантовый»).

Gordon Diamond
Ромбовидная машина Gordon Diamond, выполненная по довоенному проекту Габриэля Вуазэна. 1947 год

На его пространственном каркасе из стальных труб были смонтированы 100-сильный двигатель V8 заднего расположения от грузовика Ford с серийной трехступенчатой коробкой и шестиместный алюминиевый кузов с широкими диванами. По традиции управляемыми остались крайние колеса, отклонявшиеся в разные стороны и обеспечивавшие радиус поворота всего три метра.

Несущий стальной трубчатый каркас кузова американского ромбического автомобиля Gordon
Несущий стальной трубчатый каркас кузова американского ромбического автомобиля Gordon
Гордон Хансен обкатывает свою машину и демонстрирует макет с ромбическим расположением колес
Гордон Хансен обкатывает свою машину и демонстрирует макет с ромбическим расположением колес

При массе 1440 килограммов и длине 5,5 метров расчетная скорость машины Хансена превышала 150 км/ч.

Сегодня мало кто помнит, как в конце 1950-х популярные советские журналы взахлеб рассказывали о небывалом автомобиле из Югославии с четырьмя колесами в разных частях кузова. Это был оригинальный и достаточно привлекательный ромбокар Prvenac («Первенец»).

Двухместный югославский ромбоид «Первенец» молодых энтузиастов из Белграда. 1958 год
Двухместный югославский ромбоид «Первенец» молодых энтузиастов из Белграда. 1958 год

Под руководством Мирослава Несторовича его собрали энтузиасты белградского завода David Pajić, специализировавшегося на выпуске лифтового оборудования. Основанием трехметровой машины являлась гибкая прямоугольная трубчатая рама, к которой приваривали консольные крепления крайних колес и опоры средней ведущей оси с продольными полуэллиптическими рессорами.

Несущее основание машины Prvenac с двумя продольными рессорами и гидроамортизаторами
Несущее основание машины Prvenac с двумя продольными рессорами и гидроамортизаторами

Спереди под капотом стоял 250-кубовый мотоциклетный мотор в 12 сил, пространство в задней части кузова служило багажником, а крышу двухместного кузова сделали съемной. Машина, весившая 384 килограмма, достигала 85 км/ч.

Prvenac
Ромбоидальный «Первенец» кабриолет
Схема расположения основных агрегатов автомобиля Prvenac Ромбоидальный «Первенец» в варианте спортивного кабриолета

В том же году на Парижском автосалоне был показан схожий ромбоид Vannod, у которого водитель сидел спереди по продольной оси машины, а на заднем сиденье умещались два пассажира. За ними находился отсек с 200-кубовым моторчиком Sachs, приводивший цепной передачей заднее колесо.

Французский ромбокар Vannod с центральным расположением рулевой колонки. 1958 год
Французский ромбокар Vannod с центральным расположением рулевой колонки. 1958 год

Такими были последние «деловые» ромбокары, рассчитанные на реальное применение в крупных городах, но оказавшиеся абсолютно неприемлемыми для столь благородных целей. В начале 1960-х их полностью сменили эффектные выставочные образцы, красивые, недвижимые и бесполезные, в которых безудержные грани своего творчества наперегонки демонстрировало многочисленное племя автомобильных дизайнеров.

Безжизненная трехколейная красота

В 1960 году наглядным подтверждением начала эры новых тенденций стала «Туринская бомба» — эффектный ромбовидный автомобиль Pininfarina X с тремя фарами и двумя короткими стабилизаторами, продемонстрированный в Турине. Его революционный четырехместный кузов с аэродинамическими обводами работы Альберто Морелли сразу же был признан вершиной конструкторской и дизайнерской мысли.

Опытная ромбоидальная машина Pininfarina X с аэродинамическим кузовом. 1960 год

Машина получила видоизмененную классическую для такой техники конструкцию со средними опорными колесами, передним управляемым и задним ведущим. Справа рядом с багажником под углом к нему размещался 1,1-литровый двигатель FIAT мощностью 43 л.с. с обычной трансмиссией, который применялся только для ближних переездов. Ромбокар длиной 4,3 метра и высотой всего 1,3 метра развивал теоретическую скорость 145 км/ч.

Рекламный пробег четырехдверной ромбической машины Pininfarina X на местности
Рекламный пробег четырехдверной ромбической машины Pininfarina X на местности

В последствии под руководством Альберто Морелли, профессора Туринской политехники, на его кузовной фирме в Ферраро построили опытный двухдверный ромбоид с клиновидным алюминиевым кузовом и силовым агрегатом от малолитражки.

Итальянский скоростной двухдверный ромбоид конструкции Морелли. 1992 год
Итальянский скоростной двухдверный ромбоид конструкции Морелли. 1992 год

Достойным приверженцем ромбической или овоидальной идеи стал французский конструктор Филипп Шарбонно, в арсенале которого было семь–восемь готовых и многократно переделанных опытных машин. Первенцем в середине 1980-х являлся приземистый одноместный вариант Choc Zero из будущей серии Ellipsis с усиленной передней частью кузова и мощными периферийными защитными трубами, служивший для испытаний на безопасность.

Choc Zero. 1985 год
Опытные ромбокары конструкции Шарбонно. На переднем плане — безопасная машина Choc Zero. 1985 год

В 1990-е главным направлением работ Шарбонно стало макетное семейство Ellipsis, состоявшее из трех версий удлиненных концептов с аэродинамическими бездверными кузовами на двух–трех человек, крупными окнами, прозрачными откидными колпаками, агрегатами от Porsche и разным расположением места водителя. Наиболее известный вариант с левосторонним размещением руля был готов в 1990-м и через два года показан в Париже. На всех версиях применяли широкие средние неведущие колеса, переднее управляемое и ведущее заднее небольшого диаметра. После кончины Шарбонно в 1998-м его машины стали экспонатами автомузеев в Реймсе и во Французском национальном в Мюлузе.

Последнюю точку в истории ромбовидных машин поставила швейцарская дизайнерская компания Sbarro, создавшая свой вариант ромбоида Ellipsis с 286-сильным двигателем Porsche, автоматической трансмиссией ZF Tiptronic, откидными дверями и центральным расположением рулевого колеса. Он мог достичь скорости 300 км/ч и разогнаться до «сотни» за шесть секунд, но остался очередной пустой игрушкой великих дизайнерских умов.

Швейцарский ромбокар Sbarro
Швейцарский ромбокар Sbarro. Слева на заднем плане — городской электромобиль City работы Шарбонно
Sbarro Ellipsis. 1997 год
Один из последних ромбовидных автомобилей — скоростной вариант Sbarro Ellipsis. 1997 год

На заглавной фотографии — Опытная ромбоидальная машина Pininfarina X с аэродинамическим кузовом. 1960 год

Советские и иностранные машины в комедиях Леонида Гайдая

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» – фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени…

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Алексей Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

1.jpg

На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)


После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.


2.jpg 0_c2c24_d3a2dca_orig.jpg

На фото: ПАЗ 653


В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.


3.jpg gaz_51a_2.jpg

На фото: ГАЗ-51


Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.


3c4c65c005851b010ec6f0fde9f8b3c7.jpg 81be438678a9455c6e106f2ed458ae81.jpg

На фото: трамвай Татра т3


Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.


0_c2c9b_4b8e6bfd_orig.jpg 0_c2c9d_e8822082_orig.jpg

На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)


В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.


6.jpg 5.jpg

На фото: СМЗ С3А


«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», 1966 г.

Итак, первые же кадры картины показывают нам главного героя «за рулем» ослика, бегущего по дороге, где он почти сразу встречает «санитарку» ГАЗ-55. Этот грузовик был построен на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Автомобиль для медиков выпускался с 1938 по 1950 год, и за 12 лет было выпущено 12 044 санитарных грузовика.


kavkazskaya_plennica.jpg Кавказская_пленница_или_новые_приключения_Шурика_369946.jpg

На фото: ГАЗ-55


Вскоре на экране вновь появляется любимая всеми троица – Вицин, Никулин и Моргунов. Они снова в автомобиле без крыши, но на этот раз не в инвалидке С3А, а в великолепном Adler Trumpf. Это довоенный немецкий автомобиль, выпускавшийся с 1932 по 1939 г. Что примечательно, этот кабриолет стал одним из первых серийно выпускаемых переднеприводных автомобилей. Можно предположить, что это один из трофейных экземпляров, привезенных после войны в СССР.


wgva95aede73.png 1359639630_kavkazkaya-plenica-02.jpg

На фото: Adler Trumpf


Конечно, в советской комедии не обошлось и без легендарного ГАЗ-21, а ездил на ней товарищ Саахов, по просьбе которого Нина и была похищена. Также в картине показали ГАЗ-22, в который бригада санитаров грузила Шурика после застолья у прокурора. А в самом конце фильма мелькнул еще один автомобиль, построенный на базе «двадцать первой Волги» – это микроавтобус «Старт», разработанный силами Харьковского автодорожного института совместно с Северодонецкой авторемонтной базой в 1964 году.


autowp.ru_prochie_lasz_start_3.jpg

На фото: микроавтобус «Старт»


После побега Нины и погони Adler за ГАЗ 55 великолепная троица, лишившаяся своего красного кабриолета, запрыгивает в грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN. Этот грузовик, выпускавшийся в Чехословакии с 1957 года, стал очень популярным в СССР благодаря своей надежности и выносливости. Кстати, по какой-то причине именно рефрижераторы, массово закупленные в 1964-м, стали основным типом полуприцепов, движимых этим тягачом. Так что Трус, Балбес и Бывалый попали, можно сказать, в самый классический чешский грузовик своего времени.


Avtomobili-iz-kf-Kavkazskaya-plennica.jpg

На фото: грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN


«Бриллиантовая рука», 1968 г.

Начинается картина на улицах заграничного Востока, города Стамбула (на самом деле, в Баку), где появляется Opel Kapitan 1954 года выпуска. Это был европейский флагман GM Opel – седан бизнес-класса, который по популярности в родной Германии уступал лишь «Жуку» и Opel Rekord. Вслед за Опелем Гайдай опять показывает ГАЗ-21. В «Волгу» залетает зонт с нелегально перевозимыми драгоценностями, а следом садится и сам контрабандист Геша (Андрей Миронов). На этой бежевой Волге главные отрицательные герои (Миронов и Папанов), ездят практически весь фильм. Ее выпуск продлился почти 14 лет (1956-1970), и за этот период было выпущено чуть менее 640 тысяч экземпляров. Конкретно в фильме показали автомобиль 3 серии, выпускавшийся с 1962 года, который стал самым популярным и распространенным в СССР.


12.jpg 13.jpg

На фото:Opel Kapitan, ГАЗ-21


Вообще, ГАЗ-21 – это основной автомобиль комедии, и именно на нем «наши люди не ездят в булочную». Кстати, «та самая» машина и по сей день стоит в музее «Мосфильма». Еще на пленку попал ГАЗ-22, который хоть, по сути, и являлся ГАЗ-21 в кузове универсал, но по документам проходил как отдельная модель.

Киношникам нужно было создать атмосферу заграницы, поэтому не обошлось без иномарок. Так в картине появился и американский аналог нашей «Волги» – Chevrolet Two-Ten 2103 1953 года выпуска, который так же, как Опель, проехал по улицам Баку-Стамбула. В этом же эпизоде с поддельными пейзажами крупнейшего турецкого города мелькнула Tatra 603 – чехословацкая легковушка 1956-1975 г. выпуска. Эта машина имела заднее расположение двигателя, за счет чего конструкторы смогли сделать низкую и округлую форму передка, выгодную с точки зрения аэродинамики.


14.jpg 15.jpg

На фото: Tatra 603, Chevrolet Two-Ten 2103


На рыбалку к Белой скале (скала Киселёвка в Туапсе), Миронов и Никулин едут на мотоцикле Jawa 350 Kyvacka . Двухколесные красавцы, выпускавшиеся в Чехословакии, были очень популярны в Советском Союзе. До 1991 года на заводе в городе Тынец-над-Сазавой было выпущено более 1 миллиона мотоциклов различных модификаций, а «трехсот пятидесятку» 1965 года (именно эта модель показана в фильме) собрали в количестве почти в 60 000 экземпляров.


16.jpg 17.jpg

На фото: Jawa 350 Kyvacka


И наконец, в финальной погоне появляется Москвич 408И (экспортный) с четырехфарной решеткой. На мой взгляд – это самое красивое исполнение модели. Разработкой модификации занялись еще в 1959 году, а до конвейеров автомобиль добрался к 1964-му. Кстати, сцена, где Москвич летит, подцепленный вертолетом, повторяет аналогичные кадры из фильма о британском разведчике Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» 1967 года. Также отсылкой к бондиане стала и рука главного злодея «Шефа» с сияющим перстнем на ней. Таким образом, исключительно руками, в фильмах про Бонда показывался Эрнст Ставро Блофельд – глава террористической организации СПЕКТР.


18.jpg 200.jpg

На фото: Москвич 408И


Что в итоге?

Советские комедии 60-х и 70-х годов, способные рассмешить даже сегодняшнюю требовательную публику, как и любой фильм, были очень хорошей рекламной площадкой. Современное понятие «продакт плэйсмент» (за использование такого словосочетания тогда меня, наверно, арестовали бы), было знакомо и киношникам того времени. Хотя сложно понять, почему на 21-й Волге ездят как злодеи, так и милиция в фильме «Бриллиантовая рука».

То ли авторы хотели показать, что это автомобиль для всех, то ли хотели, чтобы любимчики публики Миронов и Папанов рекламировали машину своими лицами, то ли в принципе не задумывались над образами водителей.

Зато финал, как мы знаем, расставляет точки над i. В конце фильма главное олицетворение зла появляется хоть и не на иномарке, но зато на экспортном (!) 408-м Москвиче. Так что добрым людям – Волга, злым – Москвич для капстран! Либо инвалидка С3А, в крайнем случае…


Читайте также:


Бриллиантовая машина — VilingStore

Бриллиантовая машина

Автомобили бывают мощные и красивые, дешевые и дорогие. Некоторые покупают машины для того, чтобы на них ездить, другие – чтобы кого-то возить, а кто-то – для того, чтобы попытаться что-то кому-то доказать.

Бриллиантовая машина

Сделать обычный мобильный телефон дороже в несколько десятков раз можно с помощью пары карат золота и десятка драгоценных камушков. Та же история и с автомобилями, вот только для воплощения в жизнь очередной выдумки ювелира-фанатика необходимо запастись сотнями тысяч кристаллов.

Доказательством тому служит недавний показ в рамках Токийского автосалона двух «бриллиантовых» суперкаров Mercedes-Benz SL600, на «изготовление» которых ушло более 300 тысяч кристаллов Swarovski. Можно быть уверенным, достанутся эти игрушки лишь избранным за большие, очень большие деньги.

Continue Reading

Previous DODGE VIPERNext Dodge Tomahawk

Бриллиантовая машина — VilingStore

Бриллиантовая машина

Автомобили бывают мощные и красивые, дешевые и дорогие. Некоторые покупают машины для того, чтобы на них ездить, другие – чтобы кого-то возить, а кто-то – для того, чтобы попытаться что-то кому-то доказать.

Бриллиантовая машина

Сделать обычный мобильный телефон дороже в несколько десятков раз можно с помощью пары карат золота и десятка драгоценных камушков. Та же история и с автомобилями, вот только для воплощения в жизнь очередной выдумки ювелира-фанатика необходимо запастись сотнями тысяч кристаллов.

Доказательством тому служит недавний показ в рамках Токийского автосалона двух «бриллиантовых» суперкаров Mercedes-Benz SL600, на «изготовление» которых ушло более 300 тысяч кристаллов Swarovski. Можно быть уверенным, достанутся эти игрушки лишь избранным за большие, очень большие деньги.

Continue Reading

Previous DODGE VIPERNext Dodge Tomahawk

Из чего сделана «Бриллиантовая рука» — Статьи на КиноПоиске

Хроника рождения культовой комедии Гайдая в документах и артефактах — от резолюций худсовета до костюма Миронова.

Как уменьшилась управдом Плющ, Пуговкин не стал Леликом, а Трус, Балбес и Бывалый превратились в Шефа — КиноПоиск реконструирует историю «Бриллиантовой руки» по найденным на «Мосфильме» архивным материалам и предметам реквизита.

Сценарий: Сказка о крепком рубле

В начале было слово — «контрабандист». Так назывался сценарий, написанный в 1967-м Яковом Костюковским и Морисом Слободским (они уже работали с Леонидом Гайдаем над фильмами о похождениях Шурика). Поводом для сценария стала не то серия статей в «Правде», не то текст в журнале «За рубежом» — на этот счет есть разные мнения. В любом случае сценаристов привлекла вычитанная в прессе идея перевозки драгоценностей в гипсе. Они придумали историю о наивном обывателе, который вдруг оказался в центре большой криминальной схемы, сам об этом не подозревая. В этот раз сюжет был не про молодого студента Шурика, а про женатого мужчину средних лет и безо всякой авантюрной жилки. Зато уязвимого для алкоголя. Сценарий сразу писался под Юрия Никулина — у него была главная роль.

Отзыв редактора на заявку «Контрабандист» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

«В последние годы советский рубль сильно окреп, завоевал солидные позиции на международной валютной арене. Мы все, естественно, гордимся этим. Но, с другой стороны, это обстоятельство вызвало нездоровый интерес к нашей стране профессиональных контрабандистов. Пользуясь развитием наших международных связей и туризма, контрабандисты стараются забросить в СССР золото и бриллианты, сбыть их и вывезти за границу советские деньги. О таких фактах все чаще и чаще пишет наша печать. Конечно, в большинстве случаев контрабандисты терпят у нас крах. Во-первых, благодаря бдительности соответствующих советских органов. Во-вторых, потому что деятельность контрабандистов и их клиентов не находит в нашем обществе социальной опоры, так как подавляющее большинство советских людей охотно оказывает помощь государству в борьбе с контрабандой». Так начиналась сценарная заявка «Контрабандиста».

В отзыве редактора на сценарную заявку фильма отмечено, что, «как всегда у этих авторов и этого режиссера, за эксцентриадой, за комическими эффектами, за парадоксальным сюжетом и причудливыми характерами — глубокие и верные мысли, чистые и добрые чувства. О скромном и неказистом человеке, в котором в минуту опасности проявляются лучшие качества, воспитанные нашим социалистическим обществом, расскажет будущий сценарий». Работе над сценарием был дан ход, причем Леонид Гайдай тоже участвовал в этом процессе и даже написал заявление, в котором потребовал считать его «полноправным соавтором».

Заявление Леонида Гайдая / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Постепенно сценарий стал приобретать новые очертания и получил новое название — «Бриллиантовая рука». Хотя в скобках везде для удобства указывалось и старое, более агрессивное, детективное. Из заключения худсовета от 9 октября 1967 года мы узнаем, например, что фамилия Семена Семеныча была изначально не Горбунков, а Павлик, а также то, что контрабандистов-сообщников было не двое, а трое — возможно, по схеме Трус—Балбес—Бывалый, которая использовалась Гайдаем в предыдущих картинах. Клички и амплуа, правда, были другие: Князь, Механик, Малыш. Худсовет предложил сократить количество жуликов, а еще уменьшить роль гражданки Плющ — той, которую в фильме потом сыграет Нонна Мордюкова. Очевидно, сначала ее образ был крупнее, что, по мнению худсовета, придавало персонажу фельетонное звучание.

Фрагмент заключения худсовета по сценарию «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Из заключения сценарно-редакционной коллегии узнаем, что исходно у Плющ были реплики с «политической оценкой общественных явлений» — их требовалось убрать. При этом ее предположение о том, что Семен Семеныч «тайно посещает синагогу», нареканий у коллегии не вызвало. Сомнительная шутка исчезла на переозвучании, а синагога превратилась в любовницу. Но по губам актрисы легко прочитать, какое слово она произносит.

Также из документа следует, что Шеф изначально фигурировал под именем Маврикий, а эпизод с его чествованием в ресторане сильно покоробил коллегию. В нем имелась сцена неуемного восторга пионеров перед «подвигом» махинатора (напомним, криминальная схема заключалась в том, что контрабандисты выдавали драгоценности за найденный клад, сдавали его государству, получая за это премию). Маврикий также отпускал рискованные шутки типа: «Главное в нашем деле — социалистический реализм». Из описания сцены в ресторане мы узнаем, что доля Шефа за очередную аферу — цена нового (и очень престижного) «Москвича».

Еще одно заключение по сценарию фильма / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Авторы сценария учитывали все придирки цензоров, из текста постепенно исчезали сцены, «повествовавшие о быте и нраве жуликов», «излишние подробности», «второстепенные эпизоды и персонажи». Пожалуй, прочитать эти редакции было бы интересно не только историкам кино.

Здесь сценарию наконец-то дается зеленый свет, хотя и с оговорками / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Кастинг: Вицин против Миронова

3 января 1968 года картина наконец была запущена, начались актерские пробы. Роль Графа (Козодоева) вполне мог получить Георгий Вицин — его Гайдай уже много снимал прежде, он был известен. А вот Андрей Миронов звездой совсем не был, отношение к нему было настороженным.

Пробы Георгия Вицина для «Бриллиантовой руки» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Механиком (Леликом) мог стать Михаил Пуговкин, причем, когда утвердили Папанова, Пуговкин пробовался и на роль Графа. Роль мальчика с пляжа сыграл сын Никулина, Максим. Он получил роль случайно: когда снимались сцены в Адлере, Никулин приехал туда вместе со своей семьей на машине. Тогда Гайдай и решил дать парнишке роль.

Пробы Михаила Пуговкина для «Бриллиантовой руки»

С актрисами история особая. К их кастингу Гайдай подходил в стиле продюсеров золотого века Голливуда. Если актриса была симпатичная и молодая, он требовал, чтобы она пробовалась в купальнике, причем потом в фильме часто предоставлял и зрителю возможность полюбоваться ее фигурой в самых выгодных ракурсах. На пробах для «Бриллиантовой руки» в купальнике позирует Светлана Светличная — ее утвердили не сразу (говорили, что ее пробы слишком вызывающие), но Гайдай настаивал и добился того, чтобы в фильме была сцена стриптиза в исполнении Светличной, одна из самых смелых в советском массовом кино. Песню «Помоги мне» для фильма исполнила Аида Ведищева. Она же пела за Варлей в «Кавказской пленнице», а еще все советские дети знали ее по музыкальным номерам из мульфильмов — колыбельной из сказки про Умку и песне «Синяя вода» из «Катерка» (того, где еще был хит «Чунга-чанга»).

Пробы Светланы Светличной для «Бриллиантовой руки» в купальнике

Дальше была вот такая бумага с просьбой утвердить актеров — здесь указаны театры, в которых они служат. У Никулина написано просто: «Цирк». 22 марта актеры были утверждены. А 25 апреля был первый съемочный день.

Документ с просьбой утвердить исполнителей главных ролей в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Съемки: Драгоценный реквизит и альтернативный финал

Множество подробностей о самих съемках фильма с неизбежными анекдотами-байками вы можете прочесть на его странице, а мы ограничимся некоторыми вещдоками, которые нашли на «Мосфильме». Например, вот эта шикарная «двойка» — та самая, в которой Миронов слоняется по турецкому курорту (на самом деле все снято в Баку). Сорок лет она лежала среди другой безымянной одежды, которая после съемок поступает в фонды «Мосфильма», чтобы потом этими костюмами можно было пользоваться на других фильмах. До недавнего времени никто не вел учета появления мосфильмовских одеяний на экране. Всего несколько лет назад благодаря энтузиазму отдельных работников многие предметы гардероба удалось идентифицировать. И этот тоже.

Костюм Андрея Миронова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

На подкладке написана фамилия актера, хотя надпись вряд ли сделана во время съемок. Костюм шили на заказ, он очень качественный. Возможно, он появлялся потом и в других картинах — сегодня это трудно установить точно. Водолазка и платок не аутентичные.

Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

А вот костюм Лелика — настоящий только он. А берет, значок, тенниска — это все не оригинальное. Зато здесь есть кусочек ткани с фамилией Папанова, и вот он, похоже, прямо оттуда, из 1960-х. Простецкий стиль Лелика резко диссонирует с нарядами денди Козодоева — первый одет как таксист (кстати, после выхода фильма к таксистам стали массово обращаться «шеф»), второй — как пассажир, готовый платить «два счетчика».

Костюм Анатолия Папанова для фильма «Бриллиантовая рука» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Вот конь, с которого начинается большой шоппинг Семена Горбункова. С крыльями. Он появлялся в фильмах «Служебный роман» и «Гараж», а сегодня хранится в тайных запасах «Мосфильма», куда пускают только по личному разрешению руководства студии. Конь сделан из драгоценного сплава, это настоящий антиквариат. При этом сцены с конем в сценарии не было, Горбунков сразу начинал интересоваться перламутровыми пуговицами на халате. Кому попался на глаза этот конь и почему Гайдай решил придумать шутку с «таким же, но без крыльев», установить сложно. Кстати, в жизни Гайдай был довольно замкнутым, мрачным и немногословным человеком, почти никогда не улыбался. С войны у него осталась незаживающая рана — осколок, застрявший у основания большого пальца ноги. Рана время от времени начинала гноиться и сильно болеть.

Тот самый конь с крыльями / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

У этой «Волги», она же ГАЗ-21 1964 года выпуска, есть биография. Когда автомобиль появился на студии, неизвестно. Но его послужной список просто огромный: «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Яды, или Всемирная история отравлений», сериал «Оттепель», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Людмила Гурченко», «Конец прекрасной эпохи». Автомобиль много раз перекрашивали, добавляли на капот логотип в виде оленя, потом убирали его. В 2017 году автомобиль прошел реставрацию, сейчас он выглядит как коллекционная тачка для богатого хипстера. Он на ходу, хотя заправлять его приходится 92-м бензином — 80-й трудно достать. Очень удобные кресла с дерматином, легкий, приятный руль, ручка переключения передач расположена на руле. 70 лошадиных сил — двигатель стоит родной. Только радио не работает. А вообще в «Волге» стояли ламповые приемник и усилитель, которые работали на длинных и средних волнах. Восстанавливать радио для съемок не было смысла, а то и так процесс реставрации авто занимает больше года. Сегодня автомобиль можно увидеть в музее «Мосфильма».

ГАЗ-21 играл в «Бриллиантовой руке» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Мы нашли еще три забавных документа. Первые два — это просьбы перенести съемки: то Никулин уезжает с цирком на гастроли, то Миронов в Японию отправляется. Из-за этого срывались сроки сдачи картины, были огромные проблемы — у всех, кроме актеров, которые спокойно разъезжали по заграницам. А вот в третьем документе создателей фильма просят ознакомиться с письмом ленинградских кинозрителей. Стоит резолюция «Ознакомлены».

Сроки сдачи опять сорваны — из-за гастролей Никулина / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Раскадровка этой сцены, сделанная оператором Игорем Черных, — отдельный маленький подарок читателям КиноПоиска. Ее нет даже на «Мосфильме», это из личного архива Черных. Все рисунки сделаны им и карточками приложены к режиссерскому сценарию. Сцена угадывается легко, но портретного сходства здесь не очень много.

Наконец, финал фильма. Это очередная импровизация Гайдая — в сценарии не было никакого катера, с которого поднимают загипсованного Горбункова и сажают потом в роскошный кабриолет. Изначально же предполагалось, что семья Горбунковых выйдет из своего подъезда вся в заграничных шмотках, а у самого Горбункова в гипсе сразу две руки. А жена смущенно говорит ему, что у них, кажется, будет ребенок. Какое счастье, что Гайдай не стал это снимать!

КиноПоиск благодарит «Мосфильм» и Игоря Черных за предоставленные документы и реквизит.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о