Разное

Фрикционная шина – За Рулем: фрикционные шины против шипованных при разных температурах | Colesa.ru

Содержание

Фрикционная Резина, Что это Такое, Липучка на Льду

Работа зимних автомобильных покрышке основана на применении целого ряда идей, сочетание которых дает оптимальный совокупный эффект.

Рисунок протектора

Рисунок протектора автомобильных шин оказывает существенное влияние на проходимость автомобиля. Когда-то давно, в середине XX века, когда дороги с усовершенствованным покрытием существовали наряду с гравийными и грунтовыми дорогами (такие дороги поддерживались в хорошем состоянии при помощи грейдеров), автомобили оснащались шинами с так называемым «универсальным» рисунком протектора.

В то время универсальный рисунок протектора выступал в роли, так называемого, компромисс между шинами повышенной проходимости с самоочищающимся протектором и шоссейными шинами, предназначение которых – длительная езда по шоссе на высоких скоростях.

Универсальный рисунок протектора, как правило, не обладал ярко выраженными продольными ребрами (для улучшения управляемости и курсовой устойчивости) и глубокими продольными канавками, которые сегодня используются для сведения к минимуму аквапланирования.

В большинстве случаев представлял набор ориентированных продолговатых шашечек. Эти шашечки, в свою очередь, применялись в качестве грунтозацепов (без эффекта самоочищения) при движении по гравийным и грунтовым дорогам. Что касается движения по шоссе, то канавки между шашечками служили для отвода воды из пятна контакта шины с дорогой.

В зимнее время универсальный рисунок протектора обеспечивал удовлетворительное сцепление при движении по расчищенным дорогам и по укатанному снегу. Однако на обледенелой дороге универсальный протектор не позволял уверенно затормозить или уверенно тронуться в горку.

В то время, как сеть шоссейных дорог стремительно увеличивалась вместе с улучшением качества дорожного покрытия, всё больше автомобилей выпускались с заводов с шоссейной резиной. Данная разновидность шин обладает выраженным продольным рисунком, обеспечивающим необходимую степень управляемости и сцепление при движении по сухому и мокрому асфальту. При этом шоссейная резина не позволяет уверенно двигаться по снегу из-за отсутствия грунтозацепов.

Шоссейная резина, по сути, является летней резиной, которая устанавливается на большинство автомобилей. Что касается покрышек повышенной проходимости для внедорожников с выраженными грунтозацепами, то они в данной статье не рассматриваются.

При попытке разогнаться по заснеженной дороге на летней (шоссейной) резине водитель заметит срабатывание ESP и индикацию срабатывания ESP на приборной панели.

При попытке затормозить по заснеженной дороге на летней резине водитель заметит срабатывание системы ABS даже при несильном нажатии на педаль тормоза.

При всесезонной эксплуатации автомобиля возникла необходимость в изготовлении шин, способных обеспечить оптимальную безопасность управления в зимнее время. Соответственно, данную разновидность назвали зимней резиной.

Зимние шины, в свою очередь, могут быть, как фрикционными, так и снабжаться шипами противоскольжения. Надо признать, что инновации при разработке допустим, фрикционных шин находят своё место при разработке зимних шин с шипами противоскольжения. Так, например зимние шины с шипами противоскольжения получили шашечки протектора, разделённые на ламели. Изменился и состав резины, применяемый для изготовления зимних шин с шипами противоскольжения.

Протектор фрикционной зимней шины снабжен грунтозацепами, аналогично любому другому самоочищающемуся протектору. Однако эти грунтозацепы обладают более высокой плотностью расположения, что положительно сказывается на ходимости, а также позволяет увеличить число используемых ламелей.

Протектор фрикционной шины может быть направленным или ненаправленным, симметричным или несимметричным. Но из-за плотного расположения грунтозацепов протекторы большинства фрикционных шин не предназначены для движения по глубокому рыхлому снегу.

Что касается сферы применения так называемых липучек (зимних шин) – это расчищенные улицы городов, скоростные трассы и автобаны. Фрикционные зимние шины отлично подходят для межсезонья, когда ночью всё замерзает и выпадает немного снега, а днём – лужи и всё тает.

Конструирование протектора фрикционной шины выполняется таким образом, чтобы эффект отталкивания воды из пятна контакта был максимальным, во избежание возникновения аквапланирования.

Свойства резины

Для улучшения сцепления с зимней дорогой состав резины, из которой производится фрикционная зимняя шина, должен обеспечивать её эластичность при отрицательных температурах.

Фрикционная резина первых образцов обладала излишней эластичностью, что создавало видимость абсолютной непригодности таких шин в летний период. В процессе дальнейшего совершенствования резина стала менее эластичной, благодаря чему производители получили возможность нарезания шашек протектора меньших размеров.

С целью повышения устойчивости и управляемости автомобиля на льду (или на ледяной поверхности) конструкторы зимних фрикционных шин применяли специальную микропористую резину в качестве материала для изготовления рабочего слоя шины.

ЧТО ВЫБРАТЬ ШИПОВАННЫЕ ИЛИ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Миниатюрные поры микропористой резины как бы прилипают ко льду (как миниатюрные присоски), обеспечивая более короткий тормозной путь и стабильное управление автомобилем на ледяной поверхности. Большая эффективность прилипания была достигнута за счет разделения шашечки протектора на ламели, которые, в свою очередь, не выступают за пределы геометрии шашечки. Под воздействием веса машины ламели раскрываются, заставляя шину буквально прилипать ко льду, подобно присоске.


За счёт этого эффекта прилипания подобные зимние фрикционные шины и получили название “липучки”. Работа этих самых липучек весьма интересна. По мере износа протектора шины на его поверхности открываются новые поры, что позволяет сохранить долгосрочную эффективность подобной фрикционной шины при длительной эксплуатации.

Не менее значимой инновацией от производителей автомобильных шин стала разработка нового состава резины с наличием волокон стекла. Благодаря применению этих волокон, поверхность льда царапается для обеспечения лучшего сцепления с шиной.

Разновидности ламелей

Как было упомянуто выше, универсальный рисунок протектора (по сравнению с рисунком шоссейной шины) обеспечивал вполне удовлетворительную управляемость на зимней дороге. Посредством изучения данного феномена ученым удалось выяснить, что на сцепление с зимней дорогой влияют шашечки протектора. Более того, была установлена прямая взаимосвязь между количеством шашечек в пятне контакта и сцеплением колеса с зимней дорогой. Более глубокий анализ полученных свойств резины позволил обнаружить так называемый “кромочный эффект”.


Основывается кромочный эффект на том, что сцеплению шины с зимней дорогой способствует не собственно шашечка протектора, а её кромка. Кроме того, если при разгоне автомобиля задействуется задняя (по ходу движения) кромка шашечки протектора, при торможении – передняя кромка шашечки.

Из сказанного следует вывод, что сцепление фрикционной шины с дорожным покрытием зависит от количества кромок и их суммарной длины в пятне контакта шины с дорогой.

Способы увеличения сцепления фрикционной шины с дорогой

Решение по увеличению сцепления показалось простым – надо разделить шашечки протектора на отдельные части, тогда количество кромок в пятне контакта фрикционной зимней шины возрастёт. Однако выполнение данной задачи с технической точки зрения оказалось достаточно сложным по той причине, что увеличение числа ламелей приводило к сокращению их ширины, в результате чего они становились попросту неустойчивыми, в особенности, если речь шла о слишком мягкой резине. Естественно, у водителей появилось мнение о том, что фрикционные шины можно использовать только при низких температурах, иначе ламели подламываются, и шина быстро приходит в негодность.

По истечению определенного количества времени в ходе экспериментов в сочетании с полученным опытом были созданы современные конструкции фрикционных покрышек, которым были не присущи недостатки первых моделей.

Изменённый состав резины позволяет современной фрикционной шине сохранять свои свойства в широком диапазоне температур, поддерживать долгосрочную эффективность шины при длительной эксплуатации, а также обеспечивает высокую ходимость фрикционных шин.

Кроме того, значительным изменениям были подвержены конструкции ламелей. Применение компьютерного 3D моделирования позволило значительно повысить устойчивость ламелей уже на этапе разработки конструкции. Благодаря отказу от чересчур мягкой резины, эффект подламывания ламелей в процессе резкого разгона, либо торможения был практически исключен.

Конфигурация ламелей, используемая при создании фрикционных шин, призвана обеспечить самоочищение протектора. В конструкции фрикционной шины предусмотрено эффективное отведение воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Фрикционные шины последнего поколения обеспечивают автомобилю высокую курсовую устойчивость и отличную управляемость.

Выпуская фрикционные шины последнего поколения, производители лишили свою продукцию практически всех недостатков, которые присутствовали у первых моделей. Они способны сохранять свои первоначальные качества под воздействием широкого диапазона температур, ламели обладают высокой устойчивостью, а длительная эксплуатация не оказывает столь пагубного влияния на длительность эффективного функционирования шины.

Что лучше шипы или липучка зимой

Совсем скоро наступит зима, значит пришло самое время начинать подготавливать к ней свой автомобиль.

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Самая главная подготовка по мнению большинства автомобилистов – выбор зимней резины. Какую выбрать? Резина с шипами на относительно чистом и сухом асфальте никак себя не показывает, зато она изнашивается на таком покрытии быстрее. Зато прекрасно подходит для дорог, покрытых наледью и снегом.

Что такое липучки?

В последние несколько лет на слуху появилось новое понятие – шины-липучки. Конечно они не настолько популярны как шипованная резина, тем не менее с каждым годом продажи фрикционной резины растут. Ее производители утверждают, что она прекрасно подходит для передвижения по городу, как раз когда асфальт практически сухой и чистый.

От обыкновенной не шипованной резины липучки отличаются особым составом, благодаря которому покрышки гораздо быстрее и лучше адаптируются к различным погодным и дорожным условиям. Шины-липучки более мягкие, имеют особый рисунок протектора. Благодаря специальному составу вода с дорожного покрытия впитывается гораздо лучше, то есть покрышка просто прилипает к дороге, а значит увеличивается сцепление с ней. Благодаря такой «липучести» автолюбители и дали такое название данным видам шин.

Еще десяток лет назад считалось, что для зимней дороги нет и ничего не может быть лучше, чем шипованная резина. Однако климат со временем меняется, сейчас уже нет настолько снежных зим, какими они были ранее. Производство тоже не стоит на месте, появляются новые технологии, чтобы улучшить и обезопасить жизнь любого водителя и его пассажиров.

С каждым годом улучшаются показатели фрикционных шин, сейчас они прекрасно ведут себя как на мокром асфальте, так и на сухом, в результате автомобиль едет гораздо увереннее. В случае с использованием фрикционных шин уменьшается тормозной путь на мокрой дороге, шум при движении практически не слышен. Конечно на ледяном и заснеженном покрытии немного лучше себя показывает именно шипованная резина.

Виды липучек

Сейчас на рынке можно встретить европейские и арктические модели, последние часто называют скандинавскими. Для регионов с мягким климатом лучше подойдут именно европейские модели, часто их сравнивают с всесезонной резиной. А вот для северных районов с холодными и снежными зимами, наиболее оптимальным вариантом станут скандинавские модели.

Как выбрать скандинавские шины

Ассортимент в магазинах шин очень широк, причем их можно купить как на рынке, в магазине, так и через Интернет. Начинающим автомобилистам при таком изобилии очень сложно сделать выбор, порой оказывающийся не легким делом даже для водителей с большим стажем. Итак, на что же надо обратить внимание, чтобы сделать самый правильный выбор?

В первую очередь обратите внимание на состав резины, скандинавская будет более мягкой на ощупь в отличие от европейской. Такая шина будет иметь некоторую угловатость, в то время как европейские модели более округлые и твердые.

На асфальте

Для российских зим более актуальны именно скандинавские шины. Если сравнивать поведение шин с шипами и липучками на асфальте, то чаще всего шипованные немного проигрывают. Однако как утверждают эксперты из заснеженной и холодной Финляндии, шипам можно смело доверять, причем неважно какая будет скорость движения (бытует мнение, что на скорости до 80 км/ч они тормозят плохо).

При испытаниях шин от разных производителей с шипами и липучкой, было установлено, что тормозной путь шипов составляет 35-38 метров, в то время как у липучек – 33-41 метр. Причем шипованные покрышки от Бриджстоун показали себя даже несколько хуже более дешевых аналогов от Кама.

Итог испытаний на асфальте: абсолютных победителей не было, то есть сделать однозначные выводы какая резина лучше – не получилось.

Снег и лед

На снежном покрытии испытывали автомобили на скорость разгона с разными видами шин. В итоге оказалось, что до 50 км/ч транспортное средство с липучками разгонялось за 7-9,5 секунд. В то время как с шипами время разгона составило 8-10,5 секунд. В принципе – разница вполне очевидна, то есть можно сказать, что фрикционная резина на заснеженном покрытии ведет себя довольно достойно.

Однако не стоит делать сразу выводы. Наверняка даже не каждый вспомнит такие случаи, когда зимняя дорога просто покрыта тонким слоем снега. Гораздо чаще на дорогах можно увидеть кашу из талого снега. Но в случае с влажной дорогой и талым снегом липучки ведут себя неплохо, дело в том, что если скорость движения составляет более 20 км/ч, то шипованные модели просто теряют сцепление с дорожным покрытием. Потому если вам часто приходится ездить в таких условиях – выбирайте липучку.

А вот на льду все совсем иначе. Безоговорочным лидером движения на дороге, покрытой льдом являются шипы. При скорости 25 км/ч тормозной путь составляет 13 метров, в то время как для липучек он будет около 15 метров.

Если вы любитель тишины в салоне – то липучка издает гораздо меньше шума.

На деле следует отметить, что в сильные морозы резина становится словно каменная, дорожное покрытие тоже промерзает очень сильно. В результате шипы просто вдавливаются в протектор, через какое-то время шины выглядят как будто они просто голые. При температуре воздуха около -40 градусов, шипы просто не могут пробить ледяное покрытие. С липучкой такого не случается, ей пробивать ничего не надо, только давать сцепление с покрытием.

Если температура воздуха ниже чем -15 градусов, то гораздо лучше себя ведут шипы.

Самые лучшие шины-липучки:

  • Мишлен, X-Ice
  • Нокиан Хаккапелита R2
  • Бриджстоун Blizzak WS
  • Пирелли Ice Control
  • Континенталь ContiViking Contack

В заключение

Даже опытные водители, когда изучает огромное количество литературы и мнений по поводу выбора зимней резины, все равно не могут сделать окончательный выбор в пользу того или иного вида. Но если сказать вкратце, то обязательно перед тем как сделать окончательный выбор, вам следует учесть ваш регион проживания, климат, а также дорогу, по которой вам надо ежедневно ездить.

Если ваш ежедневный путь это дом-работа-дом, и вы ездите только по городу, то смело выбирайте фрикционные шины. Если же вам приходится часто выезжать за город, то есть передвигаться не только по трассе, но еще и по пересеченной местности, где возможны заносы – то лучшим вариантом станут шипы. Также отправляясь за город в зимние снежные дни, не забудьте взять с собой лопату, трос, зарядное устройство для телефона. Если вы застрянете, то можно попробовать откопать колеса самостоятельно, либо звать кого-то на помощь. Колеса с шипами позволят вам выбраться из снежного плена гораздо быстрее, особенно если снег рыхлый. Шипы обеспечивают идеальное сцепление и более уверенное движение.

Если у вас в регионе более мягкий и теплый климат даже зимой, и вы выбрали шипованную резину, но несколько дней в месяц очень сильные морозы, которые приближаются к показателю в -40 градусов, в эти дни лучше отправиться на работу на общественном транспорте. То же самое касается и липучек, если вам надо отправиться куда-то за город, но вы знаете что там возможны снежные заносы, то лучше не стоит отправляться в поездку на своем автомобиле.

Видео

Поделитесь с друзьями!

Маркировка зимних шин

Все необходимые данные автомобильных шин содержатся в их маркировке. Она находится на боковой части и состоит из ряда цифр и чисел. К примеру, она может выглядеть так: 185/65 R 14 86 T. Используя приведённый пример, давайте разберёмся, что означают эти числа и буквы.

Значение первых цифр с дробью, в данном случае это «185/65», является размером шины. Давайте рассмотрим подробнее: первая величина указывает размер поперечного сечения; вторая величина – профиль, или по-простому – величина в процентах, которая определяется соотношением высоты и поперечного сечения.

Сегодня всё чаще встречается маркировка зимних шин “XL”. Это означает, что эти шины имеют большой запас прочности, т.е. они могут использоваться на более тяжёлых скоростных автомобилях. Индекс их грузоподъёмности больше обычных на 4 единицы.

Символы маркировки зимней резины

Зимняя резина отличается от летней не только по внешнему виду, но и по маркировке (M+S). Так же промышленный стандарт предусматривает нанесение символа «Снежинка и гора». Это означает высокие показатели безопасности и контроля на снежных и ледяных дорогах, а также то, что данные шины не теряют своих свойств во время сильных морозов. Залогом безопасной езды является резина, имеющая маркировку «Снежинка и гора» на боковине и глубину протектора не меньше 4 мм.

Буквы M+S гарантируют прекрасную езду по снегу, которую обеспечивает специальный рисунок протектора, состав резины и её конструкция.

Маркировка M+S на внедорожных шинах 4×4.

Согласно директиве Европейского Союза данный вид маркировки характеризуется как шина, которая имеет протектор и конструкцию, обеспечивающие лучшее передвижение по снегу. Исходя из этого, параметры символов M+S не имеют чётких значений и измерений. В Северной Америке зимние колёса обозначаются символом «Снежинка и гора».

Факты о зимних покрышках

Этот означает, что они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к зимнему ассортименту, либо их превосходят. Несмотря на то, что в странах Европы маркировку M+S принято считать зимней, в условиях сильных морозов лучше использовать шины с обозначением «Снежинка и гора».

Обратившись в наш магазин вы получите грамотную консультацию от наших профессиональных специалистов по зимней шипованной и нешипованной резине. После чего сможете принять правильное решение в покупке резины на Ваш автомобиль.

Зимняя шина

Статьи по теме:

  • НЕ ШУМНЫЕ ЛЕТНИЕ ШИНЫ

    Почему летняя резина «шумит» больше зимней?После окончания зимы возникает ситуация, когда с переходом на летнюю…

  • ШИНЫ БЕЗ ВОЗДУХА

    Все о шинах без воздуха.Мечта воплотилась в жизнь и сегодня уже многие слышали о  безвоздушных…

  • КОГДА ПОКУПАТЬ ЛЕТНИЕ ШИНЫ

    Рано или поздно у любой автомобильной шины истекает срок эксплуатации. Потребительские качества резины ухудшаются и…

  • ШИНЫ АРКТИК ТРАКС

       Читать оригинал публикации на avtovesti.com   Hakkapeliitta LT2 AT35 производятся не только ошипованные, но и с возможностью…

что это такое, преимущества и недостатки

Каждый владелец автомобиля, раз в пару-тройку лет сталкивается с необходимостью покупки нового комплекта колёсных шин для зимней эксплуатации.

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

В последнее время рынок автомобильной сезонной резины – радует разнообразием своих предложений, благодаря которому каждый автовладелец без особого труда может купить для своего современного или раритетного «железного коня» идеальный вариант. Однако, прежде, чем покупать автомобильные покрышки не будет лишним изучить их технические и эксплуатационные характеристики, а также ознакомиться с рекомендациями специалистов и экспертов.

 

 

Советуем почитать: Несколько правил обкатки новой резины

 

 

Какую зимнюю резину выбрать

 

Основная отличительная особенность автомобильной резины для эксплуатации в холодное и снежное время года, это наличие или отсутствие шипов на их поверхности. Резина, не имеющая шипов, отличается мягкостью, большим количеством бороздок протектора, как поперечных, так и продольных, а также их глубиной, благодаря чему, происходит лучшее сцепление с обледеневшим дорожным полотном. Такие автомобильные покрышки в последнее время, очень часто в разговоре стали называть «липучками», из-за того, что во время движения действительно возникает впечатление того, что шины прилипают к поверхности зимней дороги. В свою очередь, профессионалы называют не шипованную резину – фрикционной.

 

Преимущества фрикционной «липучки»

 

Эксперты рекомендуют отдавать предпочтение фрикционной резине тем водителям, которые зимой осуществляют свои поездки в городских условиях. «Липучки» демонстрируют идеальные сцепные характеристики с дорожным полотном, покрытым льдом, накатанным снегом или «снежной кашей, а также обработанным реагентами. Прекрасно ведут себя фрикционные покрышки на мокром и сухом асфальтовом или бетонном покрытии. Многочисленные тесты на экстремальное вождение, проводимые при существенных минусовых температурах (ниже 25 градусов по Цельсию) показали не только отличное сцепление «липучек» с поверхностью дороги, но и подтвердили предположение, что мягкая фрикционная резина остаётся таковой тогда, как шипованная начинает напоминать твёрдый пластмасс.

 

Фрикционные шины или шипованные?.

 

Среди советов экспертов можно найти и рекомендации по использованию фрикционной зимней резины на автомобилях с передним приводом. Кроме того, такой вид сезонных шин, является отличным вариантом для мягкой зимы европейского типа, которая в наших краях наблюдается в середине осени и весны. Правда, следует отметить, что самые лучшие свои характеристики такая резина начинает демонстрировать при температуре ниже «плюс» пять градусов по Цельсию. Фрикционную резину стоит порекомендовать покупать и эксплуатировать ещё и тем автовладельцам, кто не очень хочет слышать и ощущать характерный шум в качестве фона, создаваемый шипованной зимней резиной.

 

Не забудьте о правиле : Перестановка шин местами: продление жизни покрышек

 

Слабые стороны ….

 

Как показывает практика, к вождению автомобиля на «липучках» сложнее привыкать новичкам, которые в нештатных ситуациях чаще всего склонны выжимать педаль тормоза, и если их автомобиль не имеет ABS-системы, то эффективность тормозов снижается в разы.

 

фрикционные шины: что это такое, преимущества и недостатки

 

Кроме того, не рекомендуется использовать фрикционную резину, если зимой часто приходится выезжать за пределы больших городов, на загородных трассах лучше всего использовать сезонные покрышки с шипами. В условиях гололёда эффективнее и надёжнее использовать шипованную резину, которая при торможении использует не только имеющиеся протектор и ламели, но ещё и свои шипами.

Другие записи по теме:

За Рулем: фрикционные шины против шипованных при разных температурах | Colesa.ru

Именно поэтому эксперты автомобильного журнала «За Рулем» решили сравнить липучки с шиповками в различных температурных условиях.

Перед проведением данного исследования эксперты ЗаРулем поинтересовались мнением специалистов разных компаний, но получали довольно осторожные ответы. Инженеры Continental и Michelin, например, утверждают, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек равна -15°С. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. При этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справятся с задачей шипы — это очевидно и не требует пояснений. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лед и сделать его более скользким, в первую очередь для липучек. Поэтому на ярком солнце и чистом льду шиповки могут оказаться лучше даже при -20-25°С.

Испытания проходили в феврале-марте 2008 года. В них участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуть большей размерности — 205/55R16. Небольшое различие на главную задачу не влияет.

В группу «когтистых» были включены Michelin X-Ice North, известный высокой стабильностью выступания шипов, и Continental ContiWinterViking 2 — у него шипы более широкие. Оппонентов им подобрали из новинок, в первую очередь обещающих не бояться воды на льду. Это Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60.

Тестовым автомобилем был выбран Skoda Octavia. В ходе испытаний ему предстояло тормозить со скорости 50 до 5 км/ч, чтобы исключить погрешности в работе ABS (кратковременное блокирование колес) на небольшой скорости.

Чтобы на состояние льда влияла только температура воздуха, замеры проводили в пасмурную погоду или после захода солнца, способного быстро подтопить лед.

Поле температур

Оказалось, что «точка равновесия» шиповок и липучек размазана в интервале температур от -13 до -15°С, посему эти результаты и были взяты за базовые.

При температуре около -20°С липучки выигрывают у шиповок почти 20% тормозного пути. Полученные результаты позволили сделать вывод: чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Объяснение простое: с понижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, растет. Кроме того, холодный лед более шершавый, а липучкам это на руку.

Потепление до -5°С мороза дает противоположный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. Причем с огромным, чуть ли не в 90%, преимуществом. Вода, появляющаяся между льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти поглубже, а значит, шиповки тормозят более эффективно.

Чем ближе к нулю, тем больше воды в пятне контакта. Она мешает уже и шиповкам — шипы плохо держатся в размягченном льду, рвут его и теряют эффективность. Но не столь угрожающе, как липучки. Получается, что шипованные шины более универсальны на скользких покрытиях.

Нелишним будет предостережение: на гладком льду, особенно в солнечный день, и те и другие шины тормозят хуже даже при более низкой температуре.

Морозно

-19 ± 1°С

Лучшие тормозные свойства у нешипованного Michelin 30.3 м. Средний тормозной путь липучек – 31.3 м. В шипах Continental тормозит лучше Michelin на 5.5 м. При таком морозе преимущество еще на стороне более широких «бриллиантовых» шипов. С перевесом в 6.1 м, или 19.5%, побеждают липучки.

Холодно

-13 ± 1°С

Лучшей оказалась шипованная Continental, худшей… шипованный Michelin. Разница между ними составила 6.7 м. Липучки, которым понадобилось 33.2-35.2 м, расположились посередке. Среднее значение у шиповок – 34.4 м, у липучек – 34.7 м. Разница менее 1%. В этих условиях липучки и шиповки тормозят практически одинаково.

Потепление

-5 ± 1°С

Шиповки еще уменьшают тормозной путь: Michelin на 5.8 м, Continental на 4.5 м. Средний показатель равен 29.2 м. А вот липучки терпят фиаско: их результаты – 52.1-56.5 Michelin сравнялся с Bridgestone, а впереди Nokian. Средний тормозной путь на нешипованной резине – 54.9 м. В таких условиях шиповки эффективнее почти в два раза.

Почти ноль

0…- 1°С

В таких условиях спасовали и шиповки, увеличившие тормозной путь в среднем еще на 3.9 м. Даже Continental со своими «брюликами» отдает 3,2 м. Липучки же окончательно провалились. Nokian тормозит с результатом 77.1 м, Michelin и Bridgestone переваливают за отметку 80 м. Среднее значение – 82.3 м. При такой температуре липучки на льду безоговорочно, почти в два с половиной раза проигрывают шиповкам.

Тормозной путь автомобиля с 50 до 5 км/ч при разной температуре льда, в метрах

Графики зависимости тормозного пути от температуры

Рекомендации экспертов ЗаРулем:

Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: суровые снежные зимы, промороженные дороги — предпочтительнее нешипованные колеса; мягкие зимы, частые оттепели, сменяющиеся гололедом, — лучше шипы.

Как работает фрикционная шина

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Источник www.drive2.ru

Время на чтение: 6 минут

Технологии производства шин совершенствуются с каждым днём, из-за чего значительно повышается эффективность при их эксплуатации, качество сцепления с дорогой и долговечность. Так, ещё какие-то 30 лет назад мир не знал, что такое шипованная зимняя резина, когда в мягкие протекторы впаивались стальные шипы, а сегодня и они уходят в прошлое. Это означает, что на смену старым технологиям постепенно приходят новые революционные составы резины, которые позволяют производить и эксплуатировать фрикционные шины.

Фрикционные шины — что это такое

Прежде всего, фрикционные шины – это зимние покрышки, эксплуатация которых не приводит к повреждению дорожного покрытия за счёт отсутствия на поверхности сцепления шипов.

Строение фрикционной резины

В то же время для усиления сопротивляемости скольжению протектор имеет острые ламели, захватывающие и удерживающие снежные массы под колёсами, в результате чего происходит увеличение силы трения.

Наряду со многой другой продукцией автомобильной индустрии фрикционные покрышки имеют как преимущества, так и недостатки, в частности:

  • Один из главных плюсов – это отсутствие повышенного звукового воздействия, так как нет ударов металла шипов об асфальт.
  • В химсостав изделия на производстве добавляются ингредиенты, обеспечивающие мягкость протектора даже при экстремально низких температурах.
  • В случае езды по глубоким сугробам и сильно заснеженным местам каждая острая ламель вгрызается в поверхность, захватывая частички снега, из-за чего сцепление повышается в несколько раз.
  • В отличие от шипованной резины, которая, как правило, ставится уже при наступлении сильных морозов, фрикционные шины можно без опаски устанавливать уже поздней осенью, когда среднесуточная температура падает ниже +7 градусов по Цельсию.
  • Уникальная конструкция протекторов образует между ними глянцевые борозды, через которые эффективно отводится лишняя вода и снежная каша.

Покрышка Continental Conti Viking Contact 6

Рейтинг лучших фрикционных автошин 2018 года

Так, среди лучших фрикционных покрышек, поступивших в широкую продажу в течение 2018 года, можно выделить следующие модели:

  • Первое место уже не первый год держит фрикционная зимняя резина премиум-класса Br > Резина Goodyear UltraGrip Ice 2
  • Также в прошлом году сильно отличились покрышки Pirelli со своей революционной разработкой Ice Zero FR, имеющей сразу 2 уровня протекторов, объединённых в блоки и с глянцевыми канавками для отвода воды, а также разнонаправленные ламели, что позволяет водителю без особого риска для устойчивости резко разгоняться, тормозить и входить в крутые повороты.
  • Корейский производитель Hankook с его моделью Winter ICept IZ2 W616, хоть и не относится к премиальному сегменту, но ни в чём не уступает перечисленным меркам по качеству и надёжности, а резко выраженные ламели со стрелками повышают сцепление колеса даже на самой скользкой дороге.
  • Последняя модель в рейтинге от того же корейского бренда Kumho под названием I Zen KW31 также помогает водителю повысить свою уверенность на дороге, благодаря направленному орнаменту протекторов и настолько глубоких и прочных ламелей, что они могут смело поспорить по качеству сцепления с алюминиевыми шипами конкурентных марок.

Тест фрикционных шин

Тем не менее любая аттестационная компания может выдать сертификат соответствия любому продукту только при условии прохождения определённых лабораторных испытаний, в частности:

  • Прежде всего, каждая именитая компания всегда имеет свои собственные лабораторные стенды, на которых она испытывает свою продукцию на износ, антискользящие свойства, долговечность, прочность, сопротивляемость деформациям, надёжность и в соответствии с прочими регламентными параметрами. Это означает, что любое изделие для начала изготавливается именно в тестовом варианте, а лишь после получения протокола испытаний подвергается доработке, на серию выписывается сертификат соответствия, и только тогда запускается конвейер с массовым производством продукции.
  • Также многие предприятия нередко тестируют фрикционные колёса в естественных условиях, на полигонах или специально отведённых местах в присутствии оценочной комиссии. Так, во время испытаний опытные пилоты специально дают автошинам перегрузки, обеспечивая агрессивные условия эксплуатации, а по результатам быстрой езды, резких разгонов и торможений, а также экстремальных виражей, износ покрышек, замер дистанции при остановке и многие другие показатели фиксируются в протоколе, после чего сравниваются с такими же параметрами, составленными для конкурентной продукции.
  • Последнее, некоторые автомобильные информационные ресурсы при поддержке спонсоров нередко организовывают самостоятельные испытания для продукции самых разных брендов, составляя в итоге сравнительную таблицу всех характеристик.

Покрышки Hankook Winter ICept IZ2 W616

По результатам подобных испытаний формируется рекламная компания для новинок, которая впоследствии либо подтверждается отзывами многочисленных автолюбителей, либо опровергается, исходя из неэффективности показателей. Однако почти все известные компании напрямую заинтересованы в правдивых результатах испытаний, так как это поддерживает их многолетний авторитет на рынке покрышек для авто.

Источник kolesa.guru

Давно уже начался этот спор, жаль начали его маркетологи. Среди моих знакомых многие повально начали пробовать “липучку”, основные критерии к покупке: комфорт/тишина, нет шипов, значит ничего не вылетит и не надо клеить наклейку. И вроде как отзывы людей об этих шинах неплохие, многие уверено говорят, на шипы больше не вернусь и никому из семьи не куплю.

Я же человек простой, альпинисты же по ледяным скалам не передвигаются в резиновых сапогах? Вот и задался резонным вопросом, как работает липучка, особенно на льду.

Как работает фрикционная шина?

Начнем с простого, отличается состав каучуковой смеси, не просто так фрикционные шины значительно мягче шипованных. Фрикционная шина, если расшифровать более доступно, означает – создающая повышенное трение. Если рассматривать правильный состав резины для липучки, то он будет иметь очень много канавок и “микроямок”, таким образом получается, что фрикционная резина шероховатая, типа очень мелкой наждачной бумаги (образное сравнение).

И на льду она работает примерно следующем образом – вода вытесняется в эти канавки и уже за сухой лед пытается зацепиться резина.

Следующий момент касается ламелей, у липучки их очень много, и они способны перемещаться как продольно, так и поперечно, таким образом независимо от того едете вы прямо или вас сносит пятно контакта остается максимально широким.

Вот и получается, что по снежной каше работает протектор (рисунок), тут особо отличий нет между шипом и фрикционкой, на льду в ход идет множество канавок, обеспечивающих максимальный отвод воды (а вода будет в любом случае, т.к. шина нагревается в момент движения). Кстати именно поэтому липучка хорошо держит траекторию на льду, но физику сложно обмануть при торможении.

Какого оно на самом деле?

Обычно никто не спорт, что шип лучше работает на льду, но при этом говорят, зато липучка не ведет себя как коньки на асфальте, если честно я не смог найти хоть одного теста, где шипованные шины проиграли липучке (даже именитым) в тесте на торможение.

Есть еще мнение такого плана, живем в городе, дороги чистят и посыпают, шины должны справляться в первую очередь с кашей, а не со льдом и асфальтом, вроде верно звучит и действительно фрикционка лучше отводит влагу, но опять же подтверждающих тестов найти не смог.

Не возьмусь делать вывод на тему, что лучше шип или липучка, думаю нужно выбирать исходя из целей, живете в городе, хорошо чистят дороги и вовремя посыпают – липучка, есть проблемы с работоспособностью ХКХ или нужно выезжать загород, лучше шип.

Всем спасибо за внимание! Ставьте большой палец вверх, если этот материал был вам полезен, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи!

Источник zen.yandex.ru

«>

Фрикционные шины — производители и характеристики

Это делает каждый автомобилист, которому предстоит зимняя эксплуатация автомобиля – выбирает и устанавливает «зимнюю» резину. На этот счет у каждого имеется собственное мнение, подтвержденное собственным же опытом. Фрикционные шины  — производители и характеристики современной резины в нашем материале. Но нельзя не отметить того факта, что нынешняя погода совсем не та, что была двадцать лет назад или даже тридцать.   

Тогда достаточно было установить обыкновенную шипованную «снежинку» и кататься всю зиму без особенных хлопот. Теперь эталоном считаются недорогие и доступные качественные зимние шины toyo observe gsi 5 http://www.rzmz.ru/catalog-shin/Toyo/Observe-GSi-5 — удивительные добавки в компоненты резины из скорлупы грецкого ореха обеспечивают великолепное сцепление с любым сложным дорожным покрытием, делая их бесшумными на асфальте и обеспечивая устойчивость при движении в гололед!

Фрикционные шины  — производители и характеристики

Для теперешней погоды характерны резкие перепады температур, мороз легко оборачивается оттепелью, а лед и снег в течение одних только суток может стать настоящей снежной кашей, а то и вовсе водой. Требуется резина, которая даже при такой переменчивой погоде гарантирует контроль над автомобилем, а значит, безопасность водителя и всех тех, кто находится в салоне.

Такова одна из причин, по которой автолюбители отказываются от шипованной резины в пользу фрикционной. А если предположить, что эксплуатация будет проходить на дорогах города, причина становится все более и более существенной.

Фрикционные шины — особенности

Данный тип шин предназначен для эксплуатации в условиях зимы, что подразумевает низкую температуру и обильные осадки в виде снега или снега с дождем, плюс наличие обледенения дорожного покрытия.

Для противодействия перечисленным неблагоприятным условиям фрикционные шины имеют следующие особенности:

  • состав резины рассчитан на низкие температуры, она не теряет эластичности на холоде. Кроме того, рабочая поверхность шины должна быть пористая, что позволяет увеличивать площадь контактного пятна;
  • собственный, отличный от летнего, рисунок, то есть совокупность выступов, канавок и ламелей. За счет этого повышается устойчивость на дороге, сцепление с поверхностью, но значительно снижается время самоочищения протектора. Рисунок зимних колес бывает симметричный или ассиметричный, направленный или ненаправленный.

Фрикционные шины - производители и характеристикиУниверсальных рекомендаций нет, многое зависит от особенностей дороги, по которой предстоит ездить, модели автомобиля, стиля езды и даже количества пассажиров. Однако направленный рисунок хорош на дороге, где мокрый снег, а ненаправленный, с глубокими канавками, подходит для бездорожья и свежего, глубокого снега.

Есть у фрикционных шин одна особенность, за которую в народе их называют «липучками», за счет пористой основы и мелких тонких канавок, ламелей, в зоне контактного пятна резина «прилипает» к дорожному покрытию, что увеличивает сцепление с любой поверхностью, кроме того, это повышает устойчивость автомобиля при совершении поворота.

Фрикционные шины — современный подход

Стоит сказать, что нынешние производители автомобильной резины очень далеко ушли от изобретения Роберта Уильяма Томсона, Джона Данлопа и даже от Андрэ и Эдуарда Мишленов, которые первыми установили «воздушное колесо» на автомобиль. Каждый новый год добавляет что-то особенное к автомобильному колесу, делая его более безопасным, более стойким к повреждениям, более управляемым и экономичным, что тоже имеет значение.

Фрикционные шины — технология

К последним новинкам следует отнести следующие технологии, заявленные самими производителями:

  • технологию Cryo Crystal от Nokian Tyres, добавление в резину твердых частиц, способствующих улучшению сцепления с покрытием и снижению износа резины;
  • технологию IronFlex концерна Michelin, повышающую прочность автомобильной резины за счет специального изобретенного корда;
  • технологию Flex-Ice того же производителя, создание особого состава резины, что позволяет сохранять ее эластичность, независимо от перепадов температуры, без потери прочности самого колеса. Здесь используются дополнительные выступы и приподнятые боковые канавки;
  • технологию Flat Run, позволяющую проехать на спущенном колесе 150 км и более со скоростью порядка 80 км/ч, после чего колесо можно восстановить и продолжить его полноценную эксплуатацию, и это с учетом того, что резина этого типа более мягкая;
  • оснащение колес, прежде всего зимних, информационными участками, позволяющими оценивать степень износа протектора;
  • изменение конфигурации и увеличение числа выступов-шашечек, что положительно влияет на проходимость и сцепление с дорожным покрытием.

По-прежнему продолжается поиск оптимального расположения и глубины ламелей, результаты этих своих изысканий были представлены всеми крупными производителями автомобильных колес.

Фрикционные шины — производители

Современный рынок насчитывает порядка тридцати известных названий автомобильной резины, в том числе и зимней. Однако фактический выбор значительно меньше, экономический кризис, жесткая конкуренция в отрасли привели к тому, что некоторые производители потеряли самостоятельность и стали частью огромных концернов.

Так Gislaved, Viking, General Tire, Uniroyal и Barum подразделения концерна Continental, а за названиями BFGoodrich, Kleber, Roadstone и Tigar стоит знаменитая французская фирма Michelin. Данный процесс и расширение производства в мировом масштабе ведут к тому, что сегодня на рынке можно встретить колеса одной фирмы, произведенные в совершенно разных странах.

На территории Российской Федерации тоже существует несколько таких предприятий. Однако проводившиеся тесты показывают, что имеющаяся разница полностью укладывается в 2%, что позволяет считать данную продукцию идентичной. Поэтому, осуществляя выбор, вполне допустимо ориентироваться на бренд.

Но ошибка, считать, что зимнюю резину производят только именитые зарубежные фирмы. Существует Cordiant, он принадлежит холдингу СИБУР – Русские шины и хотя фирма относительно молодая, продукция, которую она выпускает, хорошо зарекомендовала себя на рынке.

А если учитывать показатель качество и цена на фрикционные шины, то доля этого производителя весьма существенна.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!

Фрикционные шины : Плюсы и Минусы

С приближением холодного времени года перед многими автолюбителями встает вопрос: переобуть машину в комплект колес с шипами или в так называемую «липучку»? 


Для принятия верного решения необходимо разобраться в особенностях этих видов автопокрышек. В данной статье мы подробно рассмотрим фрикционные автопокрышки, т.е. «липучку». 

Внешние особенности фрикционных колес

 
В отличие от покрышки с металлическими вставками, фрикционная резина имеет более агрессивный вид за счет заостренных блоков, покрытых различными зазубринами. Помимо грунтозацепов, каналов, которые отводят от резины воду, и канавок, «липучка» обладает ламелями. Ламели представляют собой прорези на резине для лучшего сцепления с дорогой. Они могут быть следующих видов:
  • Зигзагообразные ламели; 
  • Диагональные; 
  • Поперечные.

Ламели путем сбора воды и снега очищают область соприкосновения резины с дорожным покрытием. Автошина при этом будто прилипает к земле, тем самым подтверждая своё название.

Виды фрикционных шин


  • Скандинавские фрикционные покрышки. Они имеют большой спрос в северных регионах, благодаря лучшим показателям в тяжелых зимних условиях. Скандинавские «липучки» отличаются мягкой резиной и большим количеством мелких ламелей.
  • Европейские «липучки» лучше себя проявляют в более мягкую зиму. Резина их тверже, зазубрены на протекторе крупнее.

Положительные и отрицательные стороны «липучки»

 «Плюсы»
  • Высокая управляемость автомобилем. Данное качество проявляется при отрицательных температурах на дороге с асфальтовым покрытием или на мокром снегу. Фрикционные шины позволяют автомобилю сохранять отличное сцепление с дорогой, а также маневренность движений.
  • Меньший износ «липучек». Эта положительная черта зависит больше от дорожных условий. Вы сможете оценить срок годности фрикционных колес, если дорожное покрытие будет вычищено от снега почти до асфальта. В таком случае, и управляемость и износостойкость данной резины проявят себя с наилучшей стороны.
«Минусы»

  • Длинный тормозной путь «липучек» в условиях голого льда. В данной статье выделяется только один минус фрикционных шин, но не стоит недооценивать его важность. Большинство российских дорог в зимних условиях не благоприятно для «липучки», которая будет вынуждена встречаться с гололедицей довольно часто. Утеря контроля за управлением автомобилем, длинный тормозной путь будет сопутствующим элементом вождения.

Как функционируют зимние фрикционные шины

Работа зимних автомобильных покрышке основана на применении целого ряда идей, сочетание которых дает оптимальный совокупный эффект.

Рисунок протектора

Рисунок протектора автомобильных шин оказывает существенное влияние на проходимость автомобиля. Когда-то давно, в середине XX века, когда дороги с усовершенствованным покрытием существовали наряду с гравийными и грунтовыми дорогами (такие дороги поддерживались в хорошем состоянии при помощи грейдеров), автомобили оснащались шинами с так называемым «универсальным» рисунком протектора.

В то время универсальный рисунок протектора выступал в роли, так называемого, компромисс между шинами повышенной проходимости с самоочищающимся протектором и шоссейными шинами, предназначение которых – длительная езда по шоссе на высоких скоростях.

Универсальный рисунок протектора, как правило, не обладал ярко выраженными продольными ребрами (для улучшения управляемости и курсовой устойчивости) и глубокими продольными канавками, которые сегодня используются для сведения к минимуму аквапланирования.

В большинстве случаев представлял набор ориентированных продолговатых шашечек. Эти шашечки, в свою очередь, применялись в качестве грунтозацепов (без эффекта самоочищения) при движении по гравийным и грунтовым дорогам. Что касается движения по шоссе, то канавки между шашечками служили для отвода воды из пятна контакта шины с дорогой.

В зимнее время универсальный рисунок протектора обеспечивал удовлетворительное сцепление при движении по расчищенным дорогам и по укатанному снегу. Однако на обледенелой дороге универсальный протектор не позволял уверенно затормозить или уверенно тронуться в горку.

В то время, как сеть шоссейных дорог стремительно увеличивалась вместе с улучшением качества дорожного покрытия, всё больше автомобилей выпускались с заводов с шоссейной резиной. Данная разновидность шин обладает выраженным продольным рисунком, обеспечивающим необходимую степень управляемости и сцепление при движении по сухому и мокрому асфальту. При этом шоссейная резина не позволяет уверенно двигаться по снегу из-за отсутствия грунтозацепов.

Шоссейная резина, по сути, является летней резиной, которая устанавливается на большинство автомобилей. Что касается покрышек повышенной проходимости для внедорожников с выраженными грунтозацепами, то они в данной статье не рассматриваются.

При попытке разогнаться по заснеженной дороге на летней (шоссейной) резине водитель заметит срабатывание ESP и индикацию срабатывания ESP на приборной панели.

При попытке затормозить по заснеженной дороге на летней резине водитель заметит срабатывание системы ABS даже при несильном нажатии на педаль тормоза.

При всесезонной эксплуатации автомобиля возникла необходимость в изготовлении шин, способных обеспечить оптимальную безопасность управления в зимнее время. Соответственно, данную разновидность назвали зимней резиной.

Зимние шины, в свою очередь, могут быть, как фрикционными, так и снабжаться шипами противоскольжения. Надо признать, что инновации при разработке допустим, фрикционных шин находят своё место при разработке зимних шин с шипами противоскольжения. Так, например зимние шины с шипами противоскольжения получили шашечки протектора, разделённые на ламели. Изменился и состав резины, применяемый для изготовления зимних шин с шипами противоскольжения.

Протектор фрикционной зимней шины снабжен грунтозацепами, аналогично любому другому самоочищающемуся протектору. Однако эти грунтозацепы обладают более высокой плотностью расположения, что положительно сказывается на ходимости, а также позволяет увеличить число используемых ламелей.

Протектор фрикционной шины может быть направленным или ненаправленным, симметричным или несимметричным. Но из-за плотного расположения грунтозацепов протекторы большинства фрикционных шин не предназначены для движения по глубокому рыхлому снегу.

Что касается сферы применения так называемых липучек (зимних шин) – это расчищенные улицы городов, скоростные трассы и автобаны. Фрикционные зимние шины отлично подходят для межсезонья, когда ночью всё замерзает и выпадает немного снега, а днём – лужи и всё тает.

Конструирование протектора фрикционной шины выполняется таким образом, чтобы эффект отталкивания воды из пятна контакта был максимальным, во избежание возникновения аквапланирования.

Свойства резины

Для улучшения сцепления с зимней дорогой состав резины, из которой производится фрикционная зимняя шина, должен обеспечивать её эластичность при отрицательных температурах.

Фрикционная резина первых образцов обладала излишней эластичностью, что создавало видимость абсолютной непригодности таких шин в летний период. В процессе дальнейшего совершенствования резина стала менее эластичной, благодаря чему производители получили возможность нарезания шашек протектора меньших размеров.

С целью повышения устойчивости и управляемости автомобиля на льду (или на ледяной поверхности) конструкторы зимних фрикционных шин применяли специальную микропористую резину в качестве материала для изготовления рабочего слоя шины. Миниатюрные поры микропористой резины как бы прилипают ко льду (как миниатюрные присоски), обеспечивая более короткий тормозной путь и стабильное управление автомобилем на ледяной поверхности. Большая эффективность прилипания была достигнута за счет разделения шашечки протектора на ламели, которые, в свою очередь, не выступают за пределы геометрии шашечки. Под воздействием веса машины ламели раскрываются, заставляя шину буквально прилипать ко льду, подобно присоске.

За счёт этого эффекта прилипания подобные зимние фрикционные шины и получили название “липучки”. Работа этих самых липучек весьма интересна. По мере износа протектора шины на его поверхности открываются новые поры, что позволяет сохранить долгосрочную эффективность подобной фрикционной шины при длительной эксплуатации.

Не менее значимой инновацией от производителей автомобильных шин стала разработка нового состава резины с наличием волокон стекла. Благодаря применению этих волокон, поверхность льда царапается для обеспечения лучшего сцепления с шиной.

Разновидности ламелей

Как было упомянуто выше, универсальный рисунок протектора (по сравнению с рисунком шоссейной шины) обеспечивал вп

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о