Разное

Как найти утечку тока – найти и самостоятельно померить тестером допустимые значения » АвтоНоватор

Как проверить утечку тока мультиметром

проверить утечку тока мультиметромПод рассматриваемым понятием имеется в виду протекание тока по нежелательному пути от фазы в землю. Различные условия могут быть причиной подобного процесса. Но для любой ситуации есть выход, если правильно применять правила, как проверить утечку тока мультиметром и принять меры по защите.

В чем опасность подобного явления

Некоторые потери тока происходят даже в случае полной исправности изоляции. При этом ничтожные значения утечки практически не отражаются на работе оборудования и не опасны для человека. А вот серьезные проблемы возникают при частичном или полном разрушении изоляционного слоя.

Любое соприкасание с корпусом устройства при потере изоляционного сопротивления, включая касание простой розетки и штепсельной вилки, трубы отопления или водопровода, даже к стене или перегородке в доме чревато прохождением через тело токов утечки в землю. Нередки случаи тяжелых травм и летального исхода в результате таких инцидентов.

kak proverit utechku toka multimetrom1

Признаки утечки

Характерная особенность пониженного сопротивления электрооборудования – прикосновение к поверхностям стен и перегородок, к какому-либо прибору или магистралям подачи воды, газа и тепла вызывает ощущение воздействия электричеством. При этом не имеет значения сила удара – это может быть и микроскопическое пощипывание, и значительное потряхивание.

Один из наиболее частых признаков – в ванной, постоянно или периодически, бьет током.

Что представляет собой мультиметр

Для начала ознакомимся с передней панелью мультиметра цифрового типа. На ней имеются такие обозначения:

  • отметка обозначения выключения – OFF;
  • знак переменного напряжения – ACV;
  • постоянное напряжение – DCV;
  • значок постоянного тока – DCA;
  • номинальное сопротивление – Q.

Более подробно все эти элементы видны на снимке ниже:

kak proverit utechku toka multimetrom2

Следует уделить внимание трем разъемам, предназначенным для присоединения щупов. Для правильной работы прибора очень важно не напутать соединение этих элементов с тестером. Маркировкой СОМ обозначен выход для провода черного цвета. Предназначенный для нескольких видов измерений красный соединяется через «МΩmA». Но это только при тестировании тока до 200 мА. При более высоких параметрах используется разъем «10 ADC». Соблюдайте установленный порядок, чтобы избежать перегорания плавкого предохранителя.

kak proverit utechku toka multimetrom3

В устаревших модификациях использовалась аналоговая или стрелочная конструкция. Сейчас такие образцы практически исчезли из-за слишком значительной погрешности в измерениях и неудобному формату работы с табло.kak proverit utechku toka multimetrom4

 

Для тех, кто все-таки сохранил подобный раритет, рекомендуем посмотреть видео:

Измерение тока мультиметром и других параметров в сети цифровыми современными тестерами гораздо удобнее и точнее. Разберемся в последовательности действий для выявления причин утечки.

Замеры напряжения

Для сети с переменным напряжением стрелка переключателя устанавливается на ACV. К разъемам СОМ и «VΩmA» подсоединяются  щупы. Если вы не уверены в примерном диапазоне тестируемого напряжения, выбирайте максимальное значение. При появлении на дисплее значения меньше установленного переключатель переводится на более низкую по вольтности ступень. Методом подбора довольно быстро можно определиться с приблизительной величиной искомого значения. Для сети с постоянным напряжением такой процесс выполняется аналогичным образом. Чаще всего во втором варианте выбирается отметка 20 В. Примером могут быть ремонтные работы электрообрудования автомобиля.

Важно! Щупальца подключаются к цепи только параллельно.

kak proverit utechku toka multimetrom5

Можно с уверенностью утверждать, что каких-то больших затруднений такое мероприятие не вызывает. Необходимо всего лишь придерживаться основных мер безопасности – исключить прикосновение к оголенным участкам щупов руками.

Тестирование силы тока

Для начала определяемся с тем, какой ток протекает в цепи – переменный или постоянный. Выбор гнезда для черного щупа, из вариантов «10 А» либо «VΩmA», делается после уточнения приблизительных параметров в Амперах. Процедура во многом идентична вышерассмотренной. Если после подсоединения к разъему с максимальным токовым значением табло покажет значительно меньшую величину, помещаем штекер в другом гнезде. При повторном высвечивание меньших параметров останавливаемся на диапазоне с меньшей амперностью.

kak proverit utechku toka multimetrom6

Важно помнить, что подсоединение прибора в цепи в этом случае также выполняется исключительно параллельно.

kak proverit utechku toka multimetrom7

Измерение сопротивления

Самая большая гарантия по обеспечению сохранности прибора гарантирована при его применении для тестирования характеристик сопротивления в конкретной цепи. Установка переключателя допускается на всех диапазонах «Ω», а затем подбирается вариант для получения максимально точных измерений. Не забывайте перед началом непосредственного замера сопротивления обесточить цепь. Эту процедуру обязательно произвести даже в случае с элементарной батарейкой. Несоблюдение такого правила – причина больших неточностей показаний.

kak proverit utechku toka multimetrom8

Измерение данного параметра очень популярно при ремонте электробытовой техники.

Прозвонка

На передней панели располагаются и некоторые другие функции, помогающие профессионалам, но практически не употребляемые рядовыми потребителями. Но вот одна из них вполне может пригодиться домашнему электрику. Речь идет о прозвонке, используемой при часто встречающейся ситуации с обрывами нулевого провода. Потребуется всего одно простое действие – подсоединение в определенные две точки схемы щупов:

kak proverit utechku toka multimetrom9

Питание необходимо предварительно отключить. Сделать это можно при помощи расположенного в распредщитке автоматического выключателя.

Просмотреть пошаговую видеоинструкцию пользования мультиметром можно по ссылке:

Поделиться ссылкой:

Похожее

uelektrika.ru

Как найти утечку тока в автомобиле


Потери тока в бортовой электроцепи автомобиля будут преследовать нас до тех пор, пока мы не внедрим беспроводную передачу электроэнергии. А пока это остается головной болью всех владельцев не совсем новых автомобилей. Изнашиваются не только металлические узлы и детали, но как ни странно, и банальные электропровода – от постоянных перепадов температур и влажности их изоляция теряет эластичность и растрескивается.

Содержание:

  1. Причины и последствия утечки
  2. Утечка тока, АКБ и амперметр
  3. Измеряем утечку тока самостоятельно
  4. Ищем причины утечки тока

Причины и последствия утечки

Клеммы тоже не вечны. Они окисляются и начинают терять контакт с разъемами, в результате чего происходит нагревание проводников. От нагревания изоляция может оплавиться и тогда до короткого замыкания – один шаг. КЗ неприятно само себе, но в большинстве случаев это приводит к возгоранию автомобиля. Днем несложно локализовать очаг возгорания, но если это происходит ночью, то лучше о последствиях не думать.

Утечка тока, АКБ и амперметр

Пожар – это крайность, а неприятности меньшего масштаба могут ждать ежедневно, если не подумать о том, как найти утечку тока в автомобиле. В первую очередь, потери тока касаются аккумулятора. Если во время нормальной, штатной эксплуатации он успевает подзаряжаться током генератора, то при длительных простоях и в холодное время года он может полностью разрядиться буквально за ночь. Наутро автомобиль нормально запустить не удастся.

Чтобы этого избежать, желательно иногда проводить проверку сети на утечку тока. Для этого не нужны никакие хитрые приборы и приспособления. Достаточно будет мультиметра, а еще лучше точного амперметра, который сможет работать с током до 10 А. Если амперметра нет, то мультиметр выставляется в режим измерения силы тока в диапазоне от 10 до 20 ампер.

Измеряем утечку тока самостоятельно

Чтобы правильно провести измерения, минусовой провод питания должен быть отключен. Поэтому, перед тем, как снимать клемму, убедитесь в том, что все настройки салона и аудиосистемы могут быть безболезненно восстановлены. То же касается и сигнализации. Теперь снимаем отрицательную клемму с минусового вывода батареи, а меду ней и клеммой подсоединяем прибор так, как показано на фотографии выше справа.

Если на вашем автомобиле установлена система сигнализации, то перед тем, как измерять ток утечки, выполним насколько процедур.

  • Для корректной проверки снимем вывод с контрольного концевика, либо просто заставим его находиться в таком положении механическими средствами.
  • Закрываем все двери и ставим сигнализацию в режим охраны, а после перехода системы в спящий режим, можно проводить замеры.

При идеальных условиях показания должны стремиться к нулю, но такое бывает крайне редко даже на новых машинах. Допустимое значение для утечки тока может составлять от 0,02 до 0,04 А. При таком токе утечки автомобиль может спокойно перенести даже двухмесячный простой и нормально запуститься.

Ищем причины утечки тока

Если амперметр показывает утечку не меньше, чем 100 мА, необходимо принимать меры – при таких показателях АКБ не продержится и двух дней без подзарядки. Поиск слабого звена начинаем с салона автомобиля, а точнее с блока предохранителей. При подсоединенном амперметре вынимаем поочередно все предохранители, фиксируя на листочке показания прибора после снятия каждого.

В случае, если при снятии одного из предохранителей ток утечки снизился до допустимого значения, следовательно, мы нашли то, что искали – проблемную цепь питания. Сверяемся со схемой электропитания автомобиля, и по номеру или внешне определяем, какая цепь дает утечку. После этого до мельчайших подробностей изучаем каждый разъем этой цепи – проверке подлежат все

  • гнезда,
  • клеммы,
  • контакты,
  • потребители тока,

словом, все, на что может разряжаться батарея.

Если нам удалось найти причину утечки, то это большая удача. В противном случае, если потери тока остаются большими, их причину нужно искать по цепи до блока предохранителей. Проверяем все доп. оборудование – противотуманки, мигалки, эквалайзер аудиосистемы. Если все в порядке, тогда проверке подлежит система пуска и зарядки автомобиля, в которую входят стартер и генератор. Напоследок оставляем блок предохранителей – там вполне может случится потеря контакта либо может окислиться одна из дорожек.

При тщательной проверке вы обязательно найдете утечку и приведете ее к допустимым размерам, что даже в зимнее время будет гарантировать вашей электросистеме бесперебойную работу.

Читайте также:


avtoshef.com

Как найти утечку тока в автомобиле

Иногда после длительной стоянки автомобиля при включении слышны только щелчки реле либо стартер все-таки включается, но крутит слабо. Все эти симптомы свидетельствуют о том, что аккумулятор во время стоянки разрядился полностью или частично.

Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни

Саморазрядом это объяснить нельзя – исправный аккумулятор разряжается долго, несколько месяцев – а значит, произошла утечка тока, либо имеется неисправность в системе зарядки аккумулятора, и водитель, ставя автомобиль на стоянку, не знал о том, что аккумулятор недостаточно хорошо заряжен.

Распространенные причины утечки тока

Диагностируя причину преждевременной разрядки, необходимо (и это общее правило для диагностики любой неисправности в автомобиле) отсечь причины, свидетельствующие не о неисправности. А вернее, о невнимательном отношении к автомобилю. К примеру, аккумулятор может быть старым и выработавшим ресурс, клеммы покрыты окалиной, либо провода могут быть в плохом состоянии и т.п. Зачастую причиной разряда бывают невыключенные фары или габаритные огни. Если же повода думать, что причиной разряда стал один из вышеперечисленных или сходных факторов, нет, можно констатировать наличие неисправности проводки и начинать поиск места утечки.

Допустимые пределы потребления тока аккумулятора

В автомобиле имеется ряд «санкционированных» постоянных потребителей электричества. Это могут быть часы, память электронного блока управления двигателем, сигнализация и т.п. Все они постоянно запитаны, так как память ЭБУ, к примеру, стирать не рекомендуется, иначе блок будет переобучаться, запоминая текущие настройки заново, а сигнализация вообще работает как раз в те моменты, когда двигатель выключен и автомобиль стоит на месте.

Из этого следует, что потребление тока на стоянке – нормальное явление и должно иметь какую-то постоянную величину, которую можно вычислить, сложив потребление всех потребителей. К примеру, сигнализация может потреблять порядка 20 мА, память часов — 1 мА, магнитола — 3 мА и так далее. Суммарное потребление должно колебаться в пределах 50 – 80 мА. Это небольшое потребление (к примеру, даже одна включенная лампа потребляет в районе 500 мА), и сильно разрядить современный аккумулятор такими утечками нельзя даже зимой.

Если же по результатам измерений выясняется, что средняя величина постоянного потребления существенно превышена, значит, в бортовой сети есть утечка и ее необходимо устранить.

Как самостоятельно определить наличие утечки тока

Основных причин интенсивного разряда две – наличие  «несанкционированного» потребителя тока, либо короткое замыкание в бортовой цепи. Обнаружить утечку тока, поглощаемого постоянно работающим потребителем, можно, воспользовавшись бытовым прибором под названием «мультиметр».

Мультиметр Мультиметр

Для поиска неисправности мультиметр необходимо перевести в режим амперметра, не забывая о том, что ток в бортовой сети постоянный, и выставить диапазон измерения до 10 Ампер.

Перед началом измерений амперметр необходимо правильно подключить к бортовой сети, а потребители тока, наоборот, должны быть, по возможности, отключены.

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования

Чаще всего амперметр подключают в разрыв цепи. Для того чтобы образовать разрыв, необходимо снять с плюсовой клеммы аккумулятора провод, а затем вновь замкнуть цепь, подключив один провод амперметра к самой клемме, а другой – к снятому проводу. Ни в коем случае нельзя подключать мультиметр, работающий в режиме амперметра, к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора, так как в результате этого действия получится то самое короткое замыкание, и в приборе сгорит предохранитель.

Если вы все сделали правильно, на дисплее мультиметра высветится число, соответствующее силе тока, потребляемого постоянно подключенными электроприборами. Если сила тока выше нормы, значит, есть утечка.

Поиск утечки тока

Причиной несанкционированного потребления тока часто становится какой-нибудь прибор из числа дополнительного оборудования (штатного или нештатного), которого в современных автомобилях с каждым годом становится все больше.

Начиная искать утечку, прежде всего, следует обратить внимание на приборы, установленные в автомобили нештатно, к примеру, на сигнализацию или дополнительный вентилятор охлаждения. Штатная проводка автомобиля хорошо защищена, и возникновение в ней короткого замыкания возможно лишь после существенных металлических повреждений (разрушение защитного кожуха в результате ДТП, например). Зато проводку нештатных приборов приходится укладывать в первое попавшееся место, которое при поверхностном осмотре кажется подходящим, на самом деле таковым не являясь. Именно в этой проводке чаще всего и возникает короткое замыкание – наиболее распространенная причина появления утечек тока.

К примеру, проложенные провода могут оказаться слишком близко к блоку двигателя и начинают плавиться под воздействием исходящего от него тепла или просто тереться о край металлического кронштейна. И то, и другое приводит к нарушению изоляции и появлению короткого замыкания.

Итак, алгоритм поиска утечки тока, по совету мастеров-электриков, должен быть таким. Измерив силу тока амперметром и убедившись, что утечка есть, нужно переходить к визуальному осмотру, начиная с нештатно установленных приборов и их частей, подверженных механическому воздействию. К примеру, в случае с сигнализацией это могут быть «концевики» — специальные длинные кнопки, размыкающие и замыкающие цепь при открытии и закрытии дверей.

Убедившись, что видимых следов деформации, обгорания и коррозии на проводах нет, стоит прибегнуть к более сложным методам диагностики, позволяющим сузить круг поиска. К примеру, электрики часто вынимают по очереди предохранители из каждой цепи, внимательно следя за тем, искрят контакты при размыкании или нет. Если искрение наблюдается, а в цепи напряжения быть не должно (приборы, которые она питает, должны быть в данный момент выключены), вполне возможно, утечка тока именно там.

Определив подозрительную часть проводки, следует искать замыкание в ней, «прозванивая» провода, один за другим на предмет целости. Это делается все тем же мультиметром, но в режиме омметра, так как в данном случае необходимо наблюдать сопротивление интересующего нас провода. Показания сопротивления, так же, как и сила тока при нормальной разрядке аккумулятра, должны быть больше нуля, а конкретная величина зависит от сечения измеряемого провода.

Итак, найти утечку тока самостоятельно вполне реально, если научиться пользоваться мультиметром и освоить метод исключения, обращая внимание попутно на различные странности – оплавленные или перетертые провода, следы ржавчины вблизи проводки и так далее.

blamper.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о