Разное

Марка borgward – Так и не добравшийся до России Borgward: младший кроссовер оказался дешевле Kia Seltos

Содержание

Borgward — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Borgward Hansa 1500 of 1952 Borgward Hansa 1500 Sportcoupé (1954) Borgward P100 with air spring

Borgward — западногерманская автомобилестроительная компания, существовавшая с 1929 по 1961 год. Компания была основана Карлом Боргвардом (Carl F. W. Borgward) и располагалась в Бремене. Borgward group выпускала автомобили под марками Borgward, Hansa, Goliath и Lloyd.

Blitzkarren[править | править код]

Первым разработанным Карлом автомобилем стал небольшой трёхколёсный фургон Blitzkarren, оснащённый двигателем мощностью 2 л. с. (1,5 кВт), имевший успех на рынке. Он был популярен у ограниченных бюджетом небольших фирм как компактный развозной грузовик, а также использовался почтовыми службами.

Hansa Lloyd[править | править код]

В 1929 году Боргвард становится директором Hansa Lloyd AG и разрабатывает Hansa Konsul. В феврале 1937 года выпущен новый Hansa Borgward 2000, переименованный в 1939 году в Borgward 2000. За моделью 2000 последовала 2300, остававшаяся в производстве до 1942 года. После окончания Второй мировой войны компания представила Borgward Hansa 1500. Одним из главных инженеров Borgward с 1938 по 1952 год являлся Хуберт М. Майнгаст (Hubert M. Meingast).

Isabella и P100[править | править код]

В 1954 году началось производство модели Borgward Isabella. Она стала самой популярной моделью компании и выпускалась до конца её существования. В 1959 году добавлена модификация Borgward P100 с пневматической подвеской.

Спортивные автомобили[править | править код]

В конце 1950-х годов Borgward выпускала спортивные автомобили с 16-клапанными двигателями объёмом 1500 см³, успешные в заездах Formula Two (некоторые машины участвовали и в F1 в 1961 году).

Финансовые проблемы[править | править код]

Несмотря на то, что Borgward привнёс многие технические инновации в германском автомобилестроении, такие, как пневматическая подвеска и автоматическая коробка передач, компании становилось всё труднее конкурировать с такими крупными производителями, как Opel и VW, постоянно снижавшими цены. Borgward несла высокие расходы на поддержание четырёх независимых небольших компаний, что затрудняло разработку совместной продукции и обмен комплектующими. Также, многие машины страдали от частых проблем качества. Например, переднеприводный Lloyd Arabella с двигателем водяного охлаждения являлся технически совершенной моделью, но испытывал проблемы с протечками воды и коробкой передач.

Прекращение существования[править | править код]

В 1961 году Borgward прекратил своё существования в связи с банкротством, однако активы были выплачены кредиторам в полном объёме.[1] В 1963 году техническое оборудование для производства Borgward Isabella и P100 было продано в Мексику. Карл Боргвард скончался в июне 1963 года, спустя два года после краха компании.

Германский журнал «Der Spiegel» писал в 1965 году, что компания, получив в своё время небольшую помощь, смогла бы преодолеть свои финансовые трудности. Учитывая, что активы были выплачены в полном объёме, ликвидация, возможно, была ненужной.[2]

Производство в Мексике[править | править код]

В августе 1967 года началось производство автомобилей в Мексике, организованное предпринимателем Грегорио Рамиресом Гонсалесом (

Gregorio Ramirez Gonzalez).[3] В Мексике производство прекратилось в 1970 году.[4]

Легковые автомобили[править | править код]

Грузовые автомобили (послевоенные)[править | править код]

Тип Годы выпуска Тип двигателя, рабочий объём, мощность Грузоподъёмность Всего выпущено
Borgward B 1000 1947-49 4-цил.,1394 cc. 33 л/с 1000 6669
Borgward B 1000Z
Borgward B 1250 1949-52 4-цил., 1498 cc, 48 л/с 1250 12007
Borgward B 1500 /B 511 1952-60 4-цил., 1758 cc, 60 л/с
или дизель 42 л/с
1600
36760 (с B 1500F)
Borgward B 1500F /B 611 1957-61 4-цил 1493 cc 60 л/с
или дизель 1758 cc 42 л/с
1650
Borgward B 2000 1951-59 4-цил., 2337 cc. 82 л/с
или дизель 3308 cc. 60 л/с.
(с 1958 3331 cc. 70 л/с)
2000-2500 11825
Borgward B 2500 /B 522 1954-61 2740 6047
Borgward B 3000 1941-44 и 1948-50 6-цил., 3745 cc, 78 л/с
или дизель 4962 cc, 75 л/с
3400 с бензиновым,
3125 с дизелем
4641
Borgward B 4000 /B 533 /B 544 1950-61 6 цил. дизель 4962 cc. 85 л/с.
с 1952 4962 cc. 95 л/с.
с 1957 4997 cc. 105 л/с
3500 — 4000 7663
Borgward B 4500 /B 555 1953-61 5000
10449
Borgward B 622 1959-61 4-цил. дизель 3321 cc 70 л/с 2850 2487
Borgward B 655 1959-61 5565

Автобусы[править | править код]

  • Borgward B 1250 (Bus 1) (1949–1952)
  • Borgward B 1500 (Bus 10), (с 1952/1953)
  • Borgward B 2000 (с 1951)
  • Borgward B 2500, (с 1954)
  • Borgward B 2500 F (Frontlenker — «COE», «Cab Over Engine»)(1954–1959)
  • Borgward B 3000 (с 1949)
  • Borgward BO 4000 (с 1951)
  • Borgward BO 4500 (с 1952)
  • Borgward BO 611 (с 1959)

21 мая 2008 года внук Карла Боргварда, Кристиан Боргвард вместе со своим партнёром Карлхайнцем Л. Кнёссом (Karlheinz L. Knöss) зарегистрировал Borgward AG в Люцерне, Швейцария. Разработкой новых машин занимался норвежский инженер Эйнар Харейде (Einar J. Hareide

), участвовавший в создании Mercedes-Benz E-Class. Под его руководством разработано несколько концепт-каров. Borgward AG отвечает за разработку, производство, продажи и маркетинг новых автомобилей, кораблей и самолётов.[5][6] Весной 2015 года на автосалоне в Женеве были озвучены планы возрождения немецкой марки, а позднее появилась информация о первой модели новой эпохи — кроссовере Borgward BX7[7] , выпускаемом в Китае на мощностях компании Foton.[8]

В 2016 году были показаны концепты двух новых моделей BX5 и BX6 TS.[9]. В 2018 году марка Borgward дебютирует в России с серийной моделью BX7.

Borgward (весь модельный ряд авто) цены и характеристики, отзывы, фото и обзоры

Бренд «Borgward» имеет богатую историю, в которой случались и взлеты, и падения…

Фирма была основана немецким инженером Карлом Боргвардом в 1919 году, однако свой первый автомобиль выпустила лишь в 1924-м – им оказался небольшой трёхколёсный фургон, оснащённый 2-сильным мотором и снискавший огромный успех на рынке…

До легковушек черед у этих немецких автомобилестроителей дошел в 1929 году, причем они получились такими востребованными, что уже ко второй половине 30-х годов «Боргвард» из маленькой мастерской из Бремена превратился в полноценный автоконцерн…

Однако потом грянуло 1 сентября 1939-го, и началась Вторая мировая война, в годы которой все немецкие машиностроители без исключения переключились на производство грузовиков, зенитных пушек и полугусеничных транспортеров…

После окончания войны заводские помещения «Borgward’а», разрушенные на три четверти, были восстановлены в рекордно короткие сроки – уже в 1949 году компания выпустила «первый новый немецкий автомобиль» послевоенной эпохи под названием Hansa 1500…

Почти стертый с лица земли автопроизводитель расцвел на глазах, а во второй половине 1950-х стал третьей по величине автомобильной фирмой Германии…

Однако уже тогда «часы Borgward были сочтены» – в 1961 году компания, еще недавно пышущая финансовым здоровьем, вдруг оказалась несостоятельной и разорилась (хотя завод продолжал свою работу до 1962-го)… Поговаривают, что этого автопроизводителя «аккуратно столкнули в пропасть» его конкуренты, так как до банкротства он активно «обсуждался в прессе», а позднее эксперты пришли к выводу, что фирму можно было спасти весьма скромными финансовыми влияниями…

В 2008 году – после почти «полувекового забвения» – Кристиан Боргвард, являющийся внуком Карла, организовал возрождение компании, посчитав, что «историческое наследие» уже можно считать хорошим стартовым капиталом…

Объединив интернациональную команду специалистов, в 2015 году этот машиностроитель представил «первенца» в своей новейшей истории – среднеразмерный кроссовер «BX7»… Планы у немцев более чем амбициозные – они хотят создать целую линейку автомобилей и распространить свое присутствие на ведущих мировых рынках.

Жертвоприношение: как смерть марки Borgward помогла выжить BMW


Во Франкфурте на премьере от машины не отходили толпы народа. Это, возможно, не было откровение из откровений, но именно для Borgward Gruppe стало, наконец, той самой флагманской моделью, которую не стыдно поставить во главе своей производственной программы. И сейчас многие, не умаляя заслуг «Изабеллы», называют его лучшей моделью компании за всю историю. Нет, в нём не было ничего такого шикарного, что могло бы спровоцировать массовое падение челюстей на пол, но более правильной, своевременной и передовой модели у компании ещё не было.

Красив? Да, но скорее, элегантен. Ничего вызывающего, но бездна собственного достоинства. Интерьер, конструкция – всё, ну просто всё по теме! 6-цилиндровый 100-сильный агрегат, разгоняющий солидный пятиместный седан до 160 км/ч, куча полезных мелочей, включающих такие, как обогрев заднего стекла или регулируемые спинки передних сидений, и опций вплоть до автоматической коробки передач и пневматической подвески собственной конструкции – это, без преувеличения, был шедевр. И вышедший в то же время новый Mercedes 220, не сильно отличавшийся в лучшую сторону, стоил, к тому же, почти на 1000 марок дороже. Да, за ним стола мощная компания, поэтому сравнивать продажи было ни к чему, однако «большой Боргвард» определённо стал нравиться покупателям. Его производство постепенно возрастало, и Бремену это шло только на пользу.

Не на пользу, однако, шло другое. Проблемы, как это чаще всего бывает, возникают отнюдь не на пустом месте. Всё то, что могло называться прибылью в 1959 году, так или иначе закрыло собой огромные средства, потраченные на разработку новых моделей. Кроме Р100, в 1959 году стартовала новая Lloyd Arabella. Надо сказать, стартовала резво. Удачный дизайн небольшого автомобиля плюс несомненные технические новшества и даже «навороты» привлекли к новинке пристальное внимание.

И тут же пришло первое разочарование: сложность конструкции выявила довольно увесистый список огрехов. Качество исполнения первых экземпляров оказалось не на высоте, и первая тысяча машин была отозвана с целью устранения дефектов. Пока дорабатывали конструкцию и лечили «детские болезни», покупатели разводили руками. Мол, мы-то думали… Тысяча марок на доработку каждого экземпляра, в сумме миллион – и Arabella возвращается на рынок.

Но момент был сильно упущен: продажи сильно застопорились, и нужно было их как-то оживить. Тогда возникла сильная зависимость цены «Арабеллы» от количества предлагаемых опций, и получилось так, что самая топовая версия стоила почти столько же, сколько самая дешёвая машина из следующего рыночного сегмента: цена на самый простой Ford Taunus 12M, конкурента «Ганзы-1100», изо всех сил держалась чуть выше плинтуса, ибо Ford мог себе это позволить.

Боргвард не мог. Да, он скорее хотел вывести новинку на рынок, дабы опередить конкурентов. Вышло так себе. Этот новый анфан-терибль бременской фирмы весь следующий год требовал вмешательства в налаживание утерянного было на него спроса. Боргвард и его компания хорошо помнили недавнюю неудачу с «Голиафом», которому во имя спасения продаж сделали спешный ребрендинг (и это помимо исправления недостатков конструкции!), переименовав в Hansa 1100!

В данном случае марка Lloyd была заменена на Borgward, что как бы демонстрировало личную ответственность маэстро за исправленную модель. Вскоре продажи «дочери пирата – Арабеллы» выросли на… 5%, что хотя бы как-то оправдывало затраченные на это время и деньги. Но возврат прежнего интереса к автомобилю ещё не настал, и это была далеко не единственная проблема, вносившая диссонанс в звучание бременского квартета.


История бременской компании «Боргвард» (марки Hansa, Lloyd, Goliath, Borgward)

От колясок до лимузинов (Часть 2)

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия) Иллюстрации из коллекции автора, фото предоставили Владимир Костиников, Рэне Леволл, Михаил Соколов, Ханну Теиваала (Borgward Club Finland), Мариус Фенц (Borgward Car Club of Australia) и Марион Хэрцер (Borgward Club Frankfurt-Würzburg).

Незабываемый след в истории автомобилестроения оставила бременская компания «Боргвард». На протяжении многих лет она выпускала автомобили самых разных конструкций и классов: от электромобилей до грузовиков, от примитивных трёхколёсных мотоколясок до элитных лимузинов. Судьба автомобильной империи Borgward яркая и трагичная.

26 апреля 1945 г. американские и британские войска вступили в город Бремен, Карл Боргвард был интернирован. Оккупационные власти назначили управляющим завода бывшего директора отдела сбыта Вильгельма Шиндельхауера. Первой послевоенной продукцией разрушенных заводов стали конные повозки, ручные тележки, сани. Вскоре американцы «дали добро» на производство довоенных моделей грузовиков и запасных частей к ним. После трёх лет заключения, летом 1948 г., возвратился на фирму Карл Боргвард и взял управление в свои руки. Первым делом он начал мелкосерийный выпуск электрических грузовиков. Как и в 20-е годы, в Германии конца 40-х царила разруха и общий дефицит. Сырьё для машиностроения, включая металл и каучук, распределялись оккупационными властями строго по рациону. Чтобы увеличить возможность закупки сырья в три раза, Карл Боргвард разделил свою «империю» на три юридически независимых друг от друга предприятия, зарегистрировав ещё две фирмы: Goliath-Werk GmbH и Lloyd Maschinenfabrik GmbH (в 1951 г. переименована в Lloyd Motoren Werke GmbH).

По старому рецепту

По проверенному рецепту 20-х годов послевоенное развитие компании началось с дешёвых простеньких конструкций, нашедших свой спрос на рынке обедневшей после денежной реформы 1948 г. Западной Германии. Завод Goliath начал свою деятельность с трёхколёсных грузовичков и фургонов с 2-цилиндровыми двигателями. С 1950 г. в серию пошли четырёхколёсные легковые модели Goliath GP 700. В 1954 г. увидел свет внедорожник Jagdwagen Typ 31, а в 1957-м – Jagdwagen Typ 34. Годом позже на рынке появилась легковая модель GP 900. В 1957-м на заводе создали GP 1100, в продажу она поступила на год позже под маркой Hansa. В 50-е годы выпускались по-прежнему грузовички, фургоны и микроавтобусы Goliath усовершенствованных моделей: трёхколёски GD 750 и Goli, а позже и четырёхколёсные GV 800 и Express.

Под возрождённой маркой Lloyd в мае 1950 г. на рынок вышла легковая модель базовой модификации LP 300. В народе эта машина получила прозвище Leukoplastbomber («Лейкопластырный бомбардировщик»). И было за что! Её кузов был сделан из фанеры, обтянутой специальной клеёнкой. Пожилые немцы до сих пор помнят шофёрские поговорки тех лет, в которых досталось обеим возрождённым маркам: «Кто не боится смерти – ездит на «Ллойде», а кому надоела жизнь – ездит на «Голиафе».

«Бомбардировщик» изготовляли два года в версиях седан, купе, универсал и фургон. В 1953 г. Lloyd стал металлическим – вышла новая модель с разными версиями кузовов LP 400, а в 1955-м – LP 600, последний выпускался с 1957 г. в вариантах Theodor (длиннобазный микроавтобус) и Alexander TS (седан). В 1956 г. появился и Lloyd LP 250, названный в народе Prüfungsangst-Auto («Авто для боящихся экзамена»). Дело в том, что в Германии всё ещё действовал довоенный закон, по которому управлять транспортом с рабочим объёмом двигателя не более 0,25 л можно было без водительского удостоверения. В 50-е годы легковые и грузовые микролитражки Lloyd пользовались огромным спросом. В Австралии в 1957 г. их сборкой под маркой Lloyd-Hartnett занялся бывший руководитель отделения американской компании General Motors Лоренц Джон Хартнет. В ФРГ в самом успешном для фирмы 1955 г. было реализовано 58 000 автомобилей Lloyd – марка вышла на третье место по продажам, уступая только VW и Opel. Однако насмешки по поводу их слабых 2-цилиндровых моторов не прекращались: «Кто стоит перед горой и ревёт? – «Ллойд»!

На вершине успеха

50-е годы XX века в Западной Германии отмечены стремительным ростом промышленности – в истории страны эти времена названы «Экономическим чудом» (Wirtschaftswunder). Автомобили Borgward стали визитной карточкой возрождения и процветания немецкой автомобильной индустрии.

В 1952 г. в Бремене начался серийный выпуск новых легковых моделей среднего и большого класса – Borgward Hansa 1800 (наследник Hansa 1500 модели 1949 г.) и 6-цилиндровой Borgward Hansa 2400. Наконец в 1954 г. началось производство глобального «шлягера» фирмы, автомобиля Borgward Isabella. Miss Germany прозвали «Изабеллу» автомобилисты. Злые языки поговаривали, что женское имя автомобиль получил в честь итальянской актрисы Изабеллы де ла Роза, с которой Карл Боргвард якобы имел любовную интрижку. Однако, когда в 1956 г. появилась модификация Isabella Coupé, одну из первых машин с новым кузовом получила в подарок на Рождество супруга шефа фирмы Элизабет Боргвард. Isabella для эстетов – это не только совершенство немецкой техники 50-х, но и произведение искусства. Isabella принесла Карлу Боргваду известность во всём мире и сделала марку Borgward бессмертной.

Однако вернёмся к грузовикам. Во времена «Экономического чуда» фирма Borgward прославилась не только своими легковыми машинами. Широкую известность получили и грузовые автомобили.

В 1945 г. из оставшихся на складах деталей было собрано 117 грузовиков модели B 3000. Со следующего года началось производство и дизельной версии. Всего до конца 1949 г. изготовили более 4600 грузовых автомобилей довоенных моделей, в основном 3-тонных. Кроме того, в небольших количествах выпускались (опять-таки вспомнили старый рецепт кризисных времён) и электрические грузовики Borgward, но в 1951 г. производство электромобилей, электрокаров и электрических погрузчиков передали отделению Lloyd.

Продолжая традицию военных лет, фирма Borgward использовала в обозначении базовых моделей их грузоподъёмность в килограммах. В 1950 г. в дополнение к 3-тонному грузовику приходит новая 4-тонная машина B 4000 (позднее переименована в B 533, а в 1959 г. – в B 544) с 6-цилиндровым дизелем мощностью 85 л.с. В 1953 г. на её базе начался выпуск модернизированной версии B 4500 (мощность – 95 л.с., с 1957 г. – B 555 мощностью 110 л.с.). В небольшом количестве выпускали и полноприводную версию. Завод изготовлял их исключительно в варианте капотной компоновки, однако многие немецкие кузовные фирмы приобретали в Бремене шасси и ставили на них собственные кабины вагонного типа. Такие автомобили имели индекс B 4500F. В 1951 г. Borgward освоил новые модели B 2000 и B 2500. На них использовали новый 4-цилиндровый дизель мощностью 60 л.с. и 6-цилиндровый карбюраторный двигатель – 82 л.с. Особенно популярны были полнопроводные версии B 2500A в качестве шасси для специализированных и пожарных машин. Британская оккупационная армия в Германии закупала эти автомобили. Выпускаемые с 1948 г. лёгкие грузовики Borgward моделей B 1000, B 1250 и поставленный на конвейер в 1952 г. Borgward B 1500 (впоследствии B 511) получили в 1954 г. дизельные двигатели.

В 1955 г. фирма Borgward получила заказ от возрождённой германской армии (бундесвер) заказ на универсальный полноприводный автомобиль малого класса. Разработанную для нужд армии модель B 2000 A/O с 82-сильным бензиновым двигателем выпускали в двух вариантах – 1,5-тонный фургон с усиленной рамой и 0,75-тонная открытая 9-местная грузопассажирская машина. В том же году производственная программа Borgward была дополнена новым модельным рядом грузовых автомобилей с кабиной над двигателем. Первенцем стал лёгкий грузовик B 2500F. Через два года на рынке появились B 611 (1,5 т, микроавтобус) и B 522 (2,6 т), а в 1959 г. – B 622 (3 т) и тяжёлый 110-сильный B 655 (5,5 т). Грузовики вагонного типа с кабиной собственного производства выпускали параллельно с капотными машинами. Некоторые автомобильные историки считают, что новая кабина Borgward послужила образцом для кабин вагонного типа советских грузовиков МАЗ 500-й серии.

В 1960 г. была модернизирована и военная модель B 2000 A/O, получившая новый 80-сильный двигатель от легковой машины Borgward P 100.

Компания Borgward строила широкую модельную гамму грузовиков на головном заводе в Бремене, а с 1957 г. и на бывшем заводе фирмы Fahrzeugwerke Fritz Drettmann. К концу 50-х годов более 60% продукции компании шло на экспорт. На грузовые шасси Borgward различные кузовные и специализированные предприятия ставили не только свои кабины и надстройки различного назначения, но и изготовляли автобусы. В Германии этим занимались, не считая многочисленных производителей пожарных машин, известные фирмы: Ackermann, Bauer, Blumhardt, Drettmann, Eylert, FKF, Harmening, Kässbohrer, Kemner, Ludewig, Malkemper, Meiller, NWF, Ottenbacher, Pollmann, Puppe, Schmitz, Schörling, Stieb, Tang, Thiele, Trutz, Voll и др. На мировом рынке большой спрос имели не только легковые машины Borgward, но и грузовики. Их сборка была организована в Испании, Аргентине, Бразилии, Южной Африке, Индии, Индонезии, Аргентине и на Филиппинах.

Крах империи

Карл Боргвард был не только талантливым конструктором и энергичным предпринимателем, удостоенным в 1950 г. за свою деятельность титула Почётного доктора университета Ганновера. Он был социально ангажированным капиталистом, для которого на первом месте стоял не профит, а процветание любимого дела. Карл Боргвард делал ставку не на «менеджмент», а на добросовестную работу сплочённого коллектива. Его сотрудники получали высокую зарплату и премии, на заводах проводились различные социально направленные мероприятия. Боргвард открывал детские сады и профессиональные училища. Со многими рабочими он был на «ты», все его знали в лицо. «Наш Карл», – так называли рабочие часто посещавшего заводские цеха хозяина. Предельно аккуратный, подтянутый, вежливый и дружелюбный, всегда элегантно одетый с неизменной сигарой во рту – таким остался он в памяти бременцев. Нет ничего удивительного в том, что для конкурентов, работавших не на благо сотрудников, а для пополнения кошелька акционеров, фирма Borgward стала занозой.

В конце 50-х годов ситуация в Германии изменилась. «Экономическое чудо» сделало своё дело – люди стали жить лучше, спрос на автомобили среднего класса вырос, но в сегменте малолитражных машин маститые конкуренты «наступали на пятки». В 1959 г. началось производство легковой модели Lloyd Arabella. Она должна была стать новым «народным автомобилем», но конкуренции машина не выдержала и стала своеобразным символом заката «империи Боргварда». Осенью 1960 г. у фирмы Borgward начались первые серьёзные проблемы. Arabella оказалась не самой надёжной машиной, её продажи шли плохо, предприятие несло убытки. Экспорт автомобилей также начал падать. Возможно, упрямство Боргварда, пытавшегося любой ценой отстоять свои позиции на рынке малолитражек, сыграло роковую роль в судьбе предприятия. Но не менее важной причиной стало стремление Карла Боргварда к инновации и постоянному расширению производственной программы. Колоссальные суммы тратились на постройку прототипов вертолётов, разработанных Генрихом Фокке (бывшим главным конструктором авиационного завода Focke-Wulf), и попытку наладить серийное производство судовых двигателей. Карл Боргвард, один из немногих предпринимателей, построивших свою «империю» без участия банкиров, был вынужден для покрытия убытков взять первые кредиты. Другой бы на его месте сократил производственные мощности, но Боргвард категорически был против увольнения рабочих и служащих. В конце 1960 г. он вынужден взять новый кредит, дабы сдержать своё слово о гарантии сохранения рабочих мест. Банкиры денег дали, но только под поручительство сената города Бремен.

Многие историки спорят до сих пор: существовал ли коварный план по уничтожению фирмы Borgward, составленный компанией BMW в союзе с крупнейшим финансовым институтом ФРГ – Deutsche Bank и крупнейшим немецким издательством Springer? Пожалуй, да…

14 декабря 1960 г. популярный еженедельник Der Spiegel опубликовал на первых страницах большой репортаж о Боргварде и его заводах. Репортаж явно негативного содержания стал началом травли знаменитой марки. В январе 1961 г. концерн Borgward подвергается давлению со многих сторон. В тайном сговоре замешана не только пресса, но и влиятельные политические и экономические круги ФРГ.

Карл Боргвард всё ещё уверен, что переживёт кратковременный кризис, – вполне обоснованно, ибо дела фирмы не так и плохи, не хуже, чем у пережившей незадолго до этого схожие проблемы компании BMW. Он даже планирует увеличение производства автомобилей. Однако слухи о его скором банкротстве распространяются молниеносно.

Самая популярная газета Германии Bild (принадлежит, как и журнал Spiegel, издательству Springer) без веских оснований рапортует, что банкротство Боргварда не за горами. Даже первая программа телевидения ФРГ подключается к «истерии» и нагнетает обстановку. И вот результат дискриминационной кампании налицо – через месяц банк внезапно отказывает фирме Borgward в кредите. А просили то всего лишь 10 млн марок… Сумма приличная, но на фоне тех сотен миллиардов, которые в наше время выделяются из федерального бюджета Германии на спасение прогоревших на спекуляциях банков, она выглядит копеечной.

Но тогда для 70-летнего Карла Боргварда это был серьёзный удар. Сенат Бремена, поручившийся за фирму, созывает срочное кризисное заседание, которое длится почти 13 часов. В конце конференции Карл Боргвард под нажимом сенаторов сдаётся и делает фатальную ошибку. Надеясь на участие земляков в спасении концерна и сохранении рабочих мест, он подписывает документ о безвозмездной передаче всех заводов Бремена в собственность сената. Увы, надежды не оправдались…

Сенаторы решили проблему удивительным образом. Фирму переформировали в акционерное общество Borgward-Werke AG, продав часть акций по очень «гуманной» цене. Неудивительно, что среди новых акционеров оказались и политики. Карлу Боргварду запретили вход на территорию заводов, а в качестве руководителя комиссии по «реанимации» пригласили человека из конкурирующей фирмы – назначенного в 1960 г. председателем правления фирмы BMW баварца Иоганеса Землера.

Бывший консервативный политик Землер слыл опытным экспертом экономики. «По его плану незадолго до этих событий были удачно спасены от разорения автомобильные концерны Henschel и BMW», – так просто объяснил своё решение сенат. Первым делом Землер объявил полное банкротство фирмы Borgward и незамедлительно приступил к её ликвидации.

Жители Бремена были возмущены, обвиняли сенаторов в некомпетентности и даже коррупции. Торговые партнёры Боргварда во всей Германии предлагали в качестве залога все имеющиеся у них машины общей стоимостью 37,5 млн марок, что более чем в три раза превышало необходимую сумму кредита.

Поставщики, партнёры и клиенты Боргварда и даже некоторые банки организовали в спешном порядке «Сообщество интересов» (Borgward IG), которое обязалось собрать аж 90 млн марок для спасения фирмы, но и их никто не услышал. Все тщетно – протесты игнорировались, а предложения даже не обсуждались. Решением от 28 июля 1961 г. группу Borgward, Lloyd und Goliath GmbH надлежало ликвидировать, помещения и оборудование выставить на торги. Концерн BMW «убрал» серьёзного конкурента.

Уничтожение «империи» началось 11 сентября 1961 г. с ограничением деятельности заводов Borgward и Goliath, а закончилось в 1969 г. «Процесс» над заводом Lloyd открылся 25 ноября 1961 г. и длился всего пять лет. В 1963 г. производство всех автомобилей этих марок в Германии прекратилось. Фирма Borgward пережила Великую депрессию и Вторую мировую войну, но процветающий капитализм поставил её на колени.

Как жестоко и бессмысленно погубили легендарную марку, стало понятно, когда были подведены итоги ликвидации. Все акционеры и кредиторы поимели огромную прибыль. Господин Землер тоже в накладе не остался – за свою «помощь» он перевёл на свой счёт гонорар в размере 250 000 марок. Но работы лишилось более 20 000 человек. Правда, в то время безработицы в Германии практически не было, многие бывшие сотрудники Карла Боргварда стали трудиться на новых хозяев. Производственные помещения и технологии достались за бесценок конкурентам. Основной завод перешёл в собственность концерна Hanomag – с 1971 г. он находится во владении компании Daimler. Завод грузовых автомобилей был приобретён фирмой Büssing, ныне он принадлежит компании FAUN и занят производством мусоровозов и других коммунальных машин.

Лицензию и оборудование для производства легкового автомобиля последней модели Borgward P 100 в 1963 г. продали мексиканской компании IMASA, однако этот проект на следующий год из-за недостаточного финансирования развалился. В 1966 г. со второй попытки мексиканский проект был реанимирован. Фирма FANASA изготовила до середины 1970 г. 2267 автомобилей Borgward 230.

Грузовые автомобили Borgward ещё долго выпускали в Аргентине, где они пережили несколько «реинкарнаций». В 1954 г. сборка автомобилей и двигателей была налажена дочерней компанией Borgward Argentina SA. В 1960–1962 гг. выпускали популярные грузовики Borgward Frontal моделей B 611 и B 622. Ещё раньше, в 1957 г., лицензионное производство модели B 611 наладили на заводе CIDASA – бывшем филиале английской фирмы BMC, объединившемся позже с филиалом американской фирмы Kaiser, образовав компанию IKA. Там их выпускали до в 1965 г. под маркой Jeep Frontal. Кроме того, государственное предприятие IAME в 1954 г. начало выпуск лёгких грузовиков Rastrojero Camioneta, оснащённых дизелями Borgward аргентинского производства. В 1969 г. IAME возродило производство модернизированных грузовиков Borgward Frontal 611 и Borgward Frontal 622 под маркой Rastrojero Diesel Frontal, на них ставили дизели Indenor и выпускали до 1979 г. В 1989 г. аргентинский завод Imetal, принадлежавший концерну Massey-Ferguson, решил возродить грузовики Borgward Frontal под маркой Ranquel. До 1991 г. было изготовлено небольшое количество машин грузоподъёмностью до 3,6 т с дизельными двигателями Indenor и Perkins.

Карл Фридрих Вильгельм Боргвард не пережил разгрома своей «империи». 28 июля 1963 г., когда демонтаж оборудования уже шёл полным ходом, великий инженер и предприниматель скончался от инфаркта. Нетрудно догадаться, что стало причиной внезапной смерти пожилого, но ещё здорового и энергичного человека. Дело, ради которого он жил и безустанно трудился, безжалостно разрушили… Со смертью Карла Боргварда начался закат «Германского экономического чуда».

С тех пор прошло уже почти полувека. Но до сих пор многие немецкие автомобилисты, не забывшие марку Borgward, презирают концерн BMW и бойкотируют его автомобили. Никто из них не сомневается в том, что коварный план мюнхенского автозавода в сговоре с банкирами и «независимыми» СМИ, нацеленный на уничтожение конкурента из Бремена, был реализован самыми жестокими методами. Даже после смерти великого инженера журнал Spiegel продолжал печатать циничные строки о нём. Только к концу 1960-х годов, когда все кредиторы получили с лихвой свои деньги, травля прекратилась. Der Spiegel в конце 90-х годов реабилитировал Карла Боргварда, назвав его «самым креативным автомобильным конструктором Германии». Но это писали уже другие журналисты, не те, которые работали в издании полвека назад…

Кроссовер марки Borgward в России может оказаться очень доступным

Разговоры о том, что марка имеет серьезные планы на российский рынок, пошли еще в 2017 году – тогда поговаривали даже о возможности локализации производства кроссоверов. Однако несколько пошатнувшееся положение Borgward на родине, по всей видимости, заставило фирму быть спокойнее и скромнее.

По слухам, знакомиться с российскими покупателями компания начнет с самой компактной и доступной модели с индексом BX3: в сети появились изображения, которые связывают с патентной заявкой, поданной фирмой в российские регистрирующие органы. Соответственно, дизайн вседорожника в нашей стране запатентован, но информации о том, что у Borgward BX3 имеется ОТТС, пока не поступало.

Известно, что немецко-китайский кроссовер по габаритам окажется сопоставим с Renault Duster, а оснащать его планируется 1,4-литровым турбомотором. Развивает он 150 л.с. и работает в паре с шестиступенчатыми механикой или автоматом.

Не исключено, что вместе с самой бюджетной моделью в нашей стране дебютирует и флагманский Borgward BX7 – именно ему, кстати, прочили роль первопроходца российских просторов. Его двигатель развивает уже 224 л.с., а ассистирует ему семиступенчатый робот. По слухам, у этого кроссовера российское ОТТС уже имеется. Однако, никаких конкретных сроков начала продаж до сих пор не названо.

Что же касается собственно марки, то она имеет не слишком долгую, но достаточно интересную и серьезную историю. Основал ее еще в 1929 году немец Карл Боргвард. Самая популярная модель марки – очень красивое купе Isabella 1957 года – вписала заметную страничку в истории автомобилестроения в целом (и что характерно, до сих пор воспроизводится в виде коллекционных масштабных моделей). Бренд успешно участвовал в гонках Формулы-2, а в сезоне 1959 года их моторами этого класса были оснащены даже «Куперы» Формулы-1. Однако все это не спасло компанию от финансового краха в 1961 году.

Borgward Isabella Coupe 1958 года выпуска

Возродил марку в 2008 году внук Карла Кристиан Боргвард, организовав затем производство современных автомобилей — теперь уже кроссоверов, конечно же, — на мощностях китайской компании Foton.

Немецкая марка Borgward возродилась с кроссовером BX7 китайской сборки — Авторевю

Планы по возрождению немецкой марки Borgward, впервые озвученные на весеннем автосалоне в Женеве, наконец претворяются в жизнь. Накануне Франкфуртского мотор-шоу компания рассекретила свою первую модель новой эры — кроссовер Borgward BX7.

Автомобиль, подозрительно похожий пропорциями и формами кузова на Audi Q5, почти совпадает с ним и по размерам: длина — около 4,7 м, то есть лишь примерно на 70 мм длиннее «ку-пятой». Обещанные ностальгические нотки в дизайне не просматриваются, разве что традиционный логотип компании в виде ромба.

Во Франкфурте справят дебют сразу две версии. Базовая — с двухлитровым бензиновым турбомотором мощностью 224 л.с., семиступенчатым преселективным «роботом» и полным приводом с многодисковой муфтой Borg Warner для подключения задних колес. У Audi Q5, кстати, тоже есть двухлитровый турбомотор мощностью 225—230 л.с., но он агрегатируется с восьмиступенчатым «автоматом», а полный привод — с межосевым дифференциалом.

Вторая версия — гибридная, с тем же самым турбодвигателем и электромотором на задней оси. Совокупная мощность силовой установки — 401 л.с., а заявленный пробег на чистом электричестве — около 55 км.

Фотографии салона еще не обнародованы, но производитель обещает обивку сидений натуральной кожей и современную мультимедиасистему с большим экраном диагональю 12,3 дюйма и передатчиком Wi-Fi. Среди опций также будут камеры кругового обзора, адаптивный круиз-контроль, система автоматического торможения, а еще — третий ряд сидений, но, судя по форме кузова, даже детям там будет тесно. Максимальный объем багажника со сложенными задними сиденьями — 1344 литра (у Audi Q5 — 1560 литров).

Будет и «оспортивленная» версия с традиционной для марки Borgward приставкой «TS». Из отличий — иные бамперы, декор, руль и педали, а также спортивные сиденья с замшевой обивкой.

А теперь самое интересное: производственным партнером выбрана китайская компания Foton (входит в концерн BAIC, Beijing Automotive Industry Holding Co.), которая известна в России своими грузовиками, но на внутреннем рынке также продает минивэны, пикапы и внедорожники. На одном из заводов Фотона и будет развернуто производство автомобилей Borgward, немецкие — только бренд и инжиниринг.

Марка будет позиционироваться в премиум-сегменте «второго эшелона», о чем говорит и предварительная цена кроссовера Borgward BX7 — от 30 тысяч евро в Германии. Тот же Audi Q5 стоит не менее 37 тысяч евро. Производство паркетников начнется в 2016 году, сначала модель появится у китайских дилеров, следом намечен выход на ряд развивающихся рынков вроде Индии и Бразилии, и только в 2017 году компания начнет покорять Европу. А впоследствии руководство компании обещает выпускать по две новых модели ежегодно, среди которых в основном будут разномастные кроссоверы и седаны, и довести объем выпуска до 500 тысяч машин в год.

Бременское бремя: Foton избавился от акций компании Borgward

После рыночного провала кроссоверов, выпускаемых под вынутой из нафталина немецкой маркой Borgward, компания Foton Motor решила от неё избавиться. Купить принадлежащие Фотону 67% акций Боргварда согласилась компания UCAR Group, прежде производством автомобилей не занимавшаяся.

Увы, скептики оказались правы: возродить марку Borgward на китайские деньги было плохой идеей. Ещё в 2015 году, когда на Франкфуртском автосалоне показали первую модель – среднеразмерный кроссовер Borgward BX7 – многие уверенно заявили: «Ничего не получится». Посетителей выставки разочаровал безликий дизайн автомобиля, в котором от прежних Боргвардов не было ничего кроме эмблемы, а просто качественных комплектующих (были привлечены ведущие мировые поставщики) для успешного рыночного дебюта недостаточно – «просто хороших машин» в продаже и так много. Тем не менее сидящее в Штутгарте германское руководство Borgward Group AG верило в успех и даже сумело убедить в нём китайский автоконцерн BAIC – его грузовое подразделение Foton Motor приобрело 67% акций Боргварда и согласилось наладить производство на своих мощностях в Миюне.

В планах Borgward Group AG значился также завод на исторической родине, в портовом городе Бремен – здесь хотели собирать из китайских машинокомплектов электрические Боргварды, но дальше выбора участка под застройку дело не продвинулось. Не смогла фирма организовать в Германии и нормальную дилерскую сеть: летом этого года реализация собранных в Китае паркетников (а именно Borgward BX7 TS Limited Edition) началась силами прокатной компании Sixt, и к настоящему времени она смогла продать лишь примерно три десятка автомобилей, обслуживанием которых занимается подрядчик – сеть автомастерских A.T.U. В общем, как-то несолидно вышло…

В Китае у Borgward есть и фирменные шоу-румы и фирменный сервис, но продажи оказались в разы ниже плановых показателей: за первые три квартала этого года реализовно лишь 26 746 кроссоверов трёх моделей (BX5, BX6, BX7), что на 19,4% меньше, чем за первые три квартала 2017-го. Между тем на старте проекта его руководители заявляли, что намерены выпускать и продавать до полумиллиона автомобилей в год…

В чём дело? Почему не берут? Причин несколько. Во-первых, уже упомянутый выше неудачный дизайн, а китайцы к этому теперь очень чувствительны, так что некоторые местные фирмы вынуждены делать рестайлинг своим моделям каждый год и даже чаще. Во-вторых, сказывается общий спад китайского авторынка по причине естественного насыщения и напряженности в торговых отношениях в США. В-третьих (и это, возможно, главное) Borgward просто мало кто знает: да, китайцы любят западные бренды, особенно премиальные, но они должны быть, так сказать, на слуху и на виду, и если бы состоятельные китайские туристы видели на европейских дорогах много Боргвардов, то, можете не сомневаться, покупали бы как миленькие, даже с не самым выразительным дизайном. Сейчас же продавать Боргварды с премиальной наценкой получается плохо – клиент не понимает, почему так дорого и куда охотнее купит Audi или BMW местной сборки.

Borgward BX6Borgward BX6

Руководство Foton Motor видя, как развиваются события, решило избавиться от токсичного актива и ещё в октябре выставило на продажу акции Боргварда. Желающих сразу не нашлось, но в итоге попытать счастья с немецкой маркой решила компания UCAR Group: сумма сделки, как сообщает сетевое издание Gasgoo, составляет 3,973 млрд юаней или примерно 580 млн долларов. UCAR Group – это прежде всего крупный извозчичий сервис, представленных во всех крупных городах Китая и имеющих огромную, многомиллионную клиентскую базу. 580 млн долларов для UCAR Group сумма небольшая, но пока непонятно, сколько она готова инвестировать в новое приобретение и где собирается выпускать автомобили – ясно лишь, что в ближайшей перспективе их сборкой продолжит заниматься Foton. По факту сделки было объявлено, что главной Боргрварда назначен Бруно Ламберт, прежде руководивший азиатским подразделением Magna Steyr.

Что теперь будет с немецкой маркой и какие машины она будет выпускать, пока неясно, но, скорее всего, Borgward всё же запустит младшую модель BX3, созданную в рамках прежней бизнес-модели, а уж затем переключится на новую. Какую именно, покажет время.

Очевидно, что и в России немецкие автомобили китайской сборки пока можно не ждать, хотя ещё в начале этого года Foton сертифицировал в нашей стране флагманский кроссовер Borgward BX7 и даже заявил о планах по локализации его производства. Теперь, когда Foton сбросил с себя неликвидный Borgward, его экспортными перспективами, если таковые вообще есть, займутся новые хозяева.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о