Разное

Подводные лодки мини – Мини подводные лодки. Грозные «карлики» — Рассказы и статьи — Статьи о подводных лодках и подводниках

Содержание

Сверхмалая подводная лодка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 сентября 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 сентября 2017; проверки требуют 6 правок. 80 мини-подлодок типа D («Koryu») в сухом доке Курэ, 19 октября 1945 г. Японские подлодки типа D («Koryu») Сверхмалые подводные лодки в частично затопленном доке на базе Курэ (англ.)русск., Япония, февраль 1946

Сверхмалая подводная лодка или мини-подлодка — подводная лодка с водоизмещением менее 150 тонн[источник не указан 3206 дней]. Обычно управляется экипажем из 1-2 моряков, автономность плавания сильно ограничена. Сверхмалые подводные лодки могут действовать самостоятельно или запускаются с корабля или лодки-носителя. Существуют подлодки как военного так и гражданского назначения. Первые подводные лодки большинства стран мира (Соединённые Штаты Америки

USS Holland (SS-1), Великобритания HMS Holland 1 (англ.)русск., Швеция HMS Hajen, Россия
Дельфин) по современной классификации попали бы в категорию сверхмалых ПЛ.

Мини-подлодки чаще всего вооружены торпедами, минами либо могут нести заряды для дистанционного подрыва.

Сверхмалые подлодки исторически применялись для проникновения в бухты противника с целью диверсии, а также в решительных столкновениях морских соединений[источник не указан 3206 дней]. Наиболее известными представителями данного класса периода второй мировой войны являются японская Ko-hyoteki, немецкая Seehund и английская Welman submarine (англ.)русск..

Помимо упомянутого назначения, мини-подлодки применялись для разведки и доставки грузов. Современное представители класса находят применение при спасении экипажей затонувших подлодок, а также для выполнения спецопераций и для перевозки наркотиков.

СССР / Россия[править | править код]

Первой сверхмалой лодкой, принятой на вооружение русского флота была «Форель», оборонявшая гавань Владивостока во время Русско-японской войны.

В Советском Союзе прообразом сверхмалой подводной лодки стала «Аэроподводная лодка» (другое название — автономная подводная лодка «Пигмей»[1]), разработанная Остехбюро и спущенная на воду в 1935 году. В дальнейшем разрабатывались проекты сверхмалых ПЛ 606, 610 (технический проект, 1942—1943 годы), 663 (эскизный проект, 1959 год)[2].

Сверхмалая подводная лодка-носитель легководолазов «Тритон-2». Кронштадт.

Реализованные проекты:

  • Сверхмалые подводные лодки — носители водолазов типа «Тритон-2»: «Тритон-1», «Тритон-1М», «Тритон-2» — групповые подводные средства движения (носители), предназначенные для скрытной доставки, высадки и обратного приема водолазов-разведчиков[2]. Экипаж — два водолаза (Тритон-1) или два водолаза водителя, четыре водолаза принимаемых на СМПЛ для выполнения задач (Тритон-2). Водоизмещение 1,6 тонн (Тритон-1), 5,7 тонн (Тритон-2)
    [3]
    .
  • Сверхмалая подводная лодка — носитель легководолазов «Сирена-УМ» — торпедообразный носитель легководолазов, используемый как с надводного корабля, так и из торпедных аппаратов подводной лодки. Экипаж — два водолаза. Масса с грузовым контейнером 1644 кг, без контейнера — 1097 кг[2].

Часто в прессе подводные лодки проекта 865 «Пиранья»[4] тоже именуются сверхмалыми подводными лодками, но из-за больших размеров по отечественной классификации они относятся к малым подводным лодкам специального назначения (отсюда обозначение вступивших в строй лодок: МС-520 и МС-521): водоизмещение у «Пираньи» в пятьдесят раз больше, чем у СМПЛ «Тритон-2», и сравнимо с водоизмещением советских малых подлодок поздних серий времён Великой Отечественной войны.

Китай[править | править код]

Тайвань[править | править код]

  • 2 итальянских минилодки COS.MO.S SX-404: S-1 Haijiao (海蛟), S-2 Hailong (海龍)

Франция[править | править код]

  • Nautile (англ.)русск. — исследовательский батискаф с глубиной погружения до 6 километров

Франция также получила несколько немецких мини-подлодок после окончания ВМВ.

Германия[править | править код]

Россия Модель подлодки-торпеды «Негер»

Большая часть подлодок была разработана в конце Второй мировой войны и предназначалась для нарушения морского сообщения и противодействия высадке союзников на материк.

Иран[править | править код]

Италия[править | править код]

Итальянская подлодка класса CB

Япония[править | править код]

  • Тип B (45 шт.) — прототип, построенный в 1942 году для тестирования улучшений конструкции типа А[9]
  • Тип C, (62-76 шт.) — аналог типа А с командой из трёх человек и увеличенным радиусом действия[9]
  • Тип D Koryu (115 шт.) — улучшенный тип С с командой из пяти человек и увеличеным радиусом действия (1000 миль в надводном положении и 320 — в подводном)[10]
  • Kairyu class submarine (англ.)русск. — спроектирована в 1943-44 годах, производилась с начала 1945, для обороны от американских кораблей
  • Кайтэн — торпеда, управляемая пилотом-смертником
  • DSV Shinkai (англ.)русск. исследовательский батискаф с глубиной погружения до 6,5 км.

Северная Корея[править | править код]

Великобритания[править | править код]

Россия
X24 английская полдлодка класса X в королевском музее подводных лодок

Королевский военно-морской флот Великобритании использовал несколько типов мини-подлодок. Большая их часть была разработана во время Второй Мировой войны.

  • X class (англ.)русск. использовалась для атак на немецкие военные корабли у северных берегов Норвегии. Экипаж подлодки состоял из трёх человек и пловца, вооружение — две морских мины. Применялась тактика установки мин с таймером под целью и выход из зоны действий. Одной из успешных операций подлодок класса X было нападение на линкор Тирпиц. В результате операции корабль был выведен из строя на шесть месяцев[11].
  • XE class (англ.)русск. применялись на Дальнем Востоке.
  • Welman submarine (англ.)русск. — подлодка с одним пилотом. Принято считать, что проект оказался провальным
    [12]
    .
  • Stickleback class — послевоенное развитие XE класса.

США[править | править код]

Американская подлодка X-1 в море

(DSV — Deep Sea Vehicle — Глубоководный аппарат)

негерметичная подлодка для аквалангистов
  1. ↑ АПЛ (автономная подводная лодка) «Пигмей» Архивная копия от 9 октября 2012 на Wayback Machine на сайте www.town.ural.ru
  2. 1 2 3 Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. Под редакцией В. М. Пашина. —СПб.:ЦНИИ им акад. А. Н. Крылова, 2004. ISBN 5-900703-83-5
  3. ↑ Вооружение и военная техника России. —М.: ООО «Военный парад», 2005. ISBN 5-7734-0011-1
  4. ↑ ВМФ РФ отказывается от малых диверсионных субмарин
  5. ↑ Lenton, H.T. GERMAN WARSHIPS of the Second World War Arco Publishing (1976) pp.285-286
  6. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 55—57. — ISBN 1854092286.
  7. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 225—228. — ISBN 1854092286.
  8. ↑ NOAA’s Hawaii Undersea Research Laboratory (HURL)
  9. 1 2 Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p. 213
  10. ↑ Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p.216
  11. ↑ Вудворд, стр. 419
  12. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 158. — ISBN 1854092286.
  • А. Е. Тарас. Сверхмалые подводные лодки 1914-2004. — Мн.: Харвест, 2004. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 985-13-2223-7.

5 электрических мини-субмарин, которые существую в реальности

Мини субмарина

Предназначена мини субмарина для отдыха и решения важных государственных вопросов. В ТОП-5 наиболее известных вошли следующие.

ТОП-5: C-Explorer 3

Мини субмарина

C-Explorer 3 – нидерландская мини субмарина спортивной и одновременно обтекаемой формы, на которой недавно ученые опускались в пучину вод Балаклавской бухты, чтобы осмотреть останки затонувших примерно в Х веке византийских судов.

Мини субмарина фирмы U-Boat Worx, запущенная с киллекторного судна, является собственностью географического общества России. Она рассчитана на 3 человека и имеет водоизмещение порядка 6 тонн.

Устройство

Оснащена мини субмарина 4 баллонами (по 50 л объемом), наполненных сжатым воздухом, находящимся под давлением двести атмосфер.

Помимо них, C-Explorer 3 оснащен двумя кислородными баллонами по 200 литров (на случай аварии).

Глубина погружения

Она для мини субмарины соответствует 3 м. На такой глубине судно способно провести почти сутки. В непредвиденной ситуации, экипаж оставаться в ней безопасно может более 95 часов.

Передвижение

За него отвечают 6 электромоторов:

  • 4 мотора работают над тем, чтобы лодка двигалась в вертикальной плоскости;
  • 2 отвечают на плавание в горизонтальном направлении.

Скорость

Аппарат под толщей воды разгоняться может до трех узлов.

Питание

Функционирование моторов электрических возможно благодаря 24 шт. литиевым батареям. Их полной зарядки достаточно для плавания в течение шести часов.

Мини субмарина

Средиземное море

Стоимость

Где купить Цена в рублях
http://futurerider.ru/magazin/podvodnaya-lodka-c-explorer-3-3-x-mestnaya100m-1000m/ 89100000
http://www.fotokomok.ru/c-explorer-3-personalnaya-podvodnaya-lodka/ звонить

Видео: Подводная лодка C-EXPLORER 3

ТОП-4: SEAmagine

Мини субмарина

Описание

Голландцы – не единственные, кто выпускает лодки персональные, способные погружаться под воду. Этим занята также фирма SEAmagine (США), в арсенале которой целая линейка устройств, погружающихся на 150 метров под воду (даже 1500).

Такая подлодка на «борт» берет 2 -5 взрослых людей.

Мини субмарина

Стоимость

Стоимость этих лодок лежит в диапазоне 1-4,2 млн. долларов. Главным отличием их является широкий обзор: путешественники размещаются в них в прозрачном полностью шаре.

Где купить Цена в российских рублях
http://www.onboardonline.com/industry-article-index/tenders-and-toys/seamagine-submarines/ по запросу

ТОП-3: Ocean Pearl

Мини субмарина

Обзор

Мини субмарина

Среди SEAmagine одним из доступных суден считается Ocean Pearl, рассчитанный на двоих. Погружаться такая лодка может на 1000 м.

Величина водоизмещения у нее 5 тонн.

Грузоподъемность наибольшая измеряется 227 кг. Движут плавсредство три электромотора по 10 «лошадей» каждый. Один двигатель перемещает лодку в горизонтальном направлении, два «толкают» вверх и вниз.

Мини субмарина

Важно: Для нормального погружения хватает запаса воздуха на 6 часов. В аварийных ситуациях подключаются дополнительные баллоны, поддерживающие жизнедеятельность людей, попавших в беду, в течение 96 часов.

Мини субмарина

ТОП- 2: Triton 36000/3

Мини субмарина

Описание

Еще одна фирма выбрала основным видом деятельности изготовление подводных лодок – Triton Submarines.

Ею серийно выпускаются устройства с малым погружением (до 300 метров) и сложнейшие конструкции, «ныряющие» на десятки метров.

К примеру, Triton 36000/3. В течение двух часов он заглубляется на 10 км, унося в глубину находящихся на борту путешественников. Стоит подобная лодка порядка 25 миллионов американских долларов. Для более простых моделей стоимость сокращается до 3-4, что тоже немало.

Понятно, что продавцы не разглашают секрета о том, кем куплены их субмарины.

В Triton 3300/3 водоизмещением 8 тонн, помещается 3 человека. Для его движения потребовалось 4 мотора по 5 л.с. каждый.

Мини субмарина

Параметры

  • Предельная скорость – 3 узла;
  • Нахождение на глубине – 12 часов (96 – в аварийной ситуации).

Мини субмарина

Мини субмарина

ТОП-1: Super Falcon

Мини субмарина

Описание

Модели рассмотренные похожи между собой. Но американский разработчик Deep Flight выпускает иные субмарины- Super Falcon, например, по форме напоминает самолет, у подводной части которого есть крыло с хвостовым оперением. Субмарина, к слову, и управление имеет схожее с самолетным – цифровым стиком.

Мини субмарина

А корпус Dragon имеет сходство с гоночным авто. Путешествовать в них могут 2 пассажира. Их продают за 1,2-3,5 миллиона долларов.

Мини субмарина

На верхней части корпуса у Super Falcon не один купол, а два. Обзорность из нельзя назвать хорошей, поскольку помещается в них только голова, крутить которой не получается. Смотреть можно лишь верх и в стороны. Зато, приводимая движение единственным 4-сильным мотором субмарина способна ускоряться до 6 узлов, что двое больше, чем у вышеописанных.

Видео: Франция Шербур Мини Субмарина

Мини субмарина

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»
Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»
Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»
Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»
Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html

Малоизвестные факты о миниатюрных субмаринах

СМПЛ с экипажем из двух человек, глубоководная, скоростная, позиционируемая как «подводный истребитель» была разработана и построена на базе Станции по испытаниям вооружения ВМС NOTS (Naval Ordnance Test Station) в Чайна-Лейк, шт. Калифорния, с запланированными в дальнейшем испытаниями на море. За время создания было разработано несколько уникальных материалов и двигателей. 

Подводная лодка «Велман»


 

СМПЛ «Велман» рассчитана на управление экипажем из одного человека.

Разработана в середине 1942 года, полковником инженерных войск с «говорящей» фамилией, Джоном Дольфином.

Исследования, разработка и изготовление трёх прототипов были проведены на 9-й базе Управления Специальных Операций (SOE) в реквизированном отеле Фрайс, ставшим на долгое время основным местом разработки и производства средств специального назначения того времени.

По названию посёлка Уэлин-Гарден-Сити и была названа лодка — Welman (Welwyn One-Man Submarine).

В начале 1943 испытания проводились в Сан-Албансе, в Адмиралтейском экспериментальном доке в Халсаре и водохранилище Лалехам возле Винздора.

Отсутствие перископа было признано большой ошибкой проектирования.

 

Велман с отделяемой боевой частью на испытаниях в Водохранилище Квин Мэри в Стэйнсе

Лейтенант Королевского флота Джимми Холмс выглядывает из-за низкого борта боевой рубки Велмана

 

Foca I (SA-41) и Foca II (SA-42)в Картахене (Фока — означает Тюлень)

разработаны в начале 1957

прошли обслуживание в 1962

Всего две лодки, SA 41 & SA 42.

Водоизмещение 16/20 т (на поверхности/в глубине),

Команда 3 человека,

Вооружение — 2 торпеды 533мм

Списаны в 1971 году

 

 

Японские СМПЛ Корю (Морской Дракон) Тип Д


 

Из-за недостаточного радиуса действия лодок типа «А» уже в ходе Второй мировой войны в Японии были созданы новые сверхмалые подводные лодки типов «Otsugawa» и «Koryu». Проектирование новых субмарин началось осенью 1942 г., а в январе (по др. данным — в феврале) 1943 г. первая лодка На-45 тип «В» была спущена на воду на верфи Уразаки. На ней установили дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволявший произвести полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Это значительно повышало мобильность лодок при охране небольших островов, не имевших зарядных станций. Экипаж увеличили до трех человек.

После незначительных изменений конструкции по результатам испытаний, эти корабли стали именоваться лодками типа «В/С». Всего в 1942-1944 гг. их было построено 16: одна типа «В» и 15 усовершенствованных типа «В/С» — На-62 — На-76.

По результатам испытаний подводной лодки типа «В» было принято решение о строительстве сверхмалых подлодок типа «D» («Koryu»). Их проектирование началось в декабре 1943 г., закладка — в июне 1944 г., а в январе 1945 г. первая лодка «D» была спущена на воду. По американским данным, всего было построено 115 или 116 лодок этого типа, еще около 495 единиц находились в стадии достройки.

 

Одновременно с лодками типа D «Koryu» в Японии строились подводные лодки втрое меньшего водоизмещения. Подготовка к отражению высадки американских войск на японские острова в условиях полного господства противника на море и в воздухе потребовала создания массовых простых подводных лодок, какими и стала сверхмалая лодка «Kairyu» («улучшенный тип D»), спроектированная инженером Горо Сато. Внешним видом они напоминали торпеду с небольшой рубкой и бортовыми стабилизаторами.

При использовании «Kairyu» против транспортов и десантных судов скорость 10 узлов с торпедами выглядела вполне достаточной, но для атаки кораблей основных классов при размещении в носовом отсеке взрывчатки субмарина сама превращалась в торпеду. Всего к концу войны было построено около 250 «Kairyu» из запланированных 760, еще две сотни находились в постройке. Лодка этого типа стала переходной от карликовой подводной лодки к человекоторпеде «Kaiten».

Японцы считали человекоторпеды высокоэффективным оружием и прилагали значительные усилия для их создания. Уже к моменту нападения на Перл-Харбор вблизи военно-морской базы на о.Курэ, известной как «База II», были проведены испытания нескольких торпед. Однако эксперименты затянулись. Во время испытаний погибло 16 человек.

 

Сверхмалая подводная лодка «Мольх»


 

Рекомендованная по результатам испытаний глубина погружения составляла 40 метров, но в отчетах были зафиксированы случаи безопасного погружения даже на глубины до 60 м. В распоряжении подводника имелись два глубиномера , один из которых был рассчитан на глубину 50 м и имел малый масштаб делений, а другой применялся для глубин до 15 м и имел крупномасштабные деления.

В случае покидания субмарины или угрозы ее захвата со стороны противника водитель был обязан привести в действие специальный подрывной заряд — для этого надо было выдернуть имевшийся у него шнур. Точное время задержки не известно, поскольку пленные подводники сообщали о шести или пятнадцати минутах.

Пуск торпед производился водителем при помощи установленных в центральном посту педалей — по одной педали на торпеду: после нажатия на нее освобождался блок, установленный на направляющей и удерживающий торпеду, и одновременно запускался двигатель торпеды.

Опытная подлодка вышла на испытания 19 марта 1944 года и буквально ошеломила представителей германских ВМС тем что показалась им «сырым и незавершенным проектом». И первая же попытка перевести субмарину в подводное положение подтвердила эти предположения — подлодка никак не хотела погружаться , ее носовая оконечность даже не шелохнулась. Первая нормальная , рабочая , СМПЛ нового типа появилась только 12 июня 1944 года — ее показали в северогерманском городе Эккернферде, земля Шлезвиг-Гольштейн, на берегу ЭккернФердской бухты Балтийского моря — в 25 километрах к северо-западу от Киля.

 

Причем серийная постройка СМПЛ, несмотря на выявленные серьезные конструктивные недостатки, была начата в том же месяце. Первые мини-подлодки поступили на вооружение уже в июне — после выхода с завода их сразу отправили в Зурендорф для установки компаса. В общей же сложности Кригсмарине было передано 393 мини-подлодки: июнь 1944 года — 3, июль — 38, август — 125, сентябрь — 11 о , октябрь — 57, декабрь — 28, январь 1945 года — 32 ед.

 

СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ХЕХТ»


 

В конце 1943 года специалисты Главного управления кораблестроения Кригсмарине (Hauptamt Кriegschiftbau, иногда его в американской и российской военно-морской исторической литературе именуют как («Управление конструкторских бюро ВМС Германии», что, как представляется, не совсем точно отражает его сущность и назначение) представили на рассмотрение начальства проект двухместной сверхмалой подводной лодки проекта XXVllA (Туре XXVllA).

Более широко она известна как СМПЛ «Хехт» («Hecht», в переводе с немецкого — «Щука»). Основным назначением данной ПЛ-малютки была определена доставка к цели зарядов или мощных мин, которые должны были либо закладываться под стоящим на якоре кораблем на грунт, либо крепиться непосредственно к его корпусу. Таким образом, идейно СМПЛ типа «Хехт» была едва ли не полной «калькой» С британской СМПЛ типа «Х», группа которых парой месяцев ранее успешно атаковала линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде, но имела и ряд отличий.

Немецкая СМПЛ, водоизмещение которой по проекту должно было составлять 7 тонн, предназначалась, в отличие от британской типа «Х», для боевого применения только в подводном положении, а потому имела не комбинированную двигательную установку (дизель-электрическую), а только полностью электрический при вод (батарея-электромотор).

Дальность подводного плавания составляла 69 миль (при скорости хода 4 узла), хотя первоначально рассчитывали все же на несколько больший показатель — не менее чем 90 миль. По причине сравнительно малого радиуса действия доставляться в район операции «щуки» должны были на надводных кораблях или судах.

Отличительной особенностью первого варианта «Хехта» было отсутствие каких-либо горизонтальных рулей или им подобных устройств — следствие необходимости преодолевать боно-сетевые заграждения, противоторпедные сети и пр. Управление СМПЛ по глубине осуществлял ось при помощи установленной внутри корпуса особой системы весов — дальнейшее развитие идеи отставного артиллерийского офицера-инженера Вильгельма Бауэра, реализованной им в проекте подводной лодки «Брандтаухер» (Brandtaucher, в переводе с немецкого — «Ныряльщик»).

Субмарина была построена немцем в городе Киль на добровольные пожертвования в 1850 году и предназначалась для применения сугубо в военных целях. Она представляла собой подводную лодку со стальным корпусом, которая имела водоизмещение 27,5 т, длину 8 м, ширину 1,85 м и высоту корпуса 2,5-2,7 м.

 

В качестве движителя на корабле использовался гребной винт, вращаемый вручную посредством зубчатой передачи. Так вот, в своем проекте немецкий изобретатель решил отказаться от вертикального и горизонтальных рулей, оснастив «Брандтаухер» той самой оригинальной системой управления движением ПЛ по глубине на основе весовых конструкций. Система включала расположенный в носовой части корпуса подлодки продольный горизонтальный стержень с резьбой, по которой с помощью рычажного механизма мог перемещаться массивный груз. Последний и регулировал величину дифферента на нос или корму.

 

Сверхмалая субмарина Италии Delfino


 

— Главный конструктор — Гиацинто Пуллино. Эта лодка была заложена и спущена на воду на казённой военно-морской верфи Regio Arsenale в Специи в 1895 г. Она вошла в состав флота 1 апреля 1895 г.

Проектировщики полагали, что Delfino будет действовать исключительно в подводном положении. Лодка имела почти идеально круглый в сечении корпус, два горизонтальных носовых и один кормовой вертикальный руль, две дифферентные цистерны в оконечностях. Она была оснащена сбрасывающимся свинцовым килем.

 

Первоначально субмарина приводилась в движение только электромотором, но в ходе обширной модернизации 1902 -1904 годов получила 130-сильный карбюраторный двигатель FIАТ для надводного хода. Аккумуляторная батарея состояла из 216 элементов, разделённых на две независимые группы.

 

Итальянская СМПЛ Caproni CB в Севастополе, 1942:

 

SEAL Delivery Team (SDV) 2:

транспортируется на палубе АПЛ

 

и в работе

 

 

SDV MK IX

 

Оружие подводного спецназа России

 

субмарины | Журнал Популярная Механика

Под водой перед вами раскроется целый неведомый мир — было бы на чем опуститься в глубины. В течение века субмарины использовались широко, но лишь в военных и иногда научных целях. Можно было только мечтать о том, чтобы иметь собственную подводную лодку и самому на ней плавать.

Мы начинаем погружение. Вот уже зеленоватая недружелюбная рябь плещется на уровне моих ног, а граница между воздухом и водой неуклонно движется вверх. Мне-то, слава богу, удается оставаться сухим — ведь я внутри прозрачного герметичного акрилового шара диаметром 135 см. Этим шаром увенчан нос канареечно-желтой подводной лодки водоизмещением 3,5 т, а вся конструкция — результат труда недавно созданной компании SEAmagine Hydrospace Corporation. Данный аппарат — прототип, флагман для целой линейки персональных плавсредств, которые должны совершить революцию в мире подводных лодок для частного использования. Пришло время повернуть этот бизнес от создания штучных игрушек для богатых к настоящему серийному производству. Во всяком случае так думает президент и исполнительный директор компании Уильям Конен. Он сидит рядом со мной в стеклянной сфере на месте пилота и рассуждает: «Мой ориентир — Boeing, не больше и не меньше. На рынке подводных аппаратов еще найдется место для компании уровня Boeing, и занять его собираюсь именно я».

Возможно, так оно когда-то и будет. А пока здесь, в Хантингтон-Бич в Южной Калифорнии, стоит прекрасная погода и с лазурного неба сияет ослепительное солнце. На пирсе собралась небольшая толпа, с любопытством наблюдающая за тем, как мы плавно уходим под воду.

«Океанская жемчужина» «Океанская жемчужина» В целях безопасности мини-субмарине придана положительная плавучесть. В глубину лодку увлекает не вес балласта, а тяга, создаваемая винтом. Производитель — SEAmagine Hydrospace // Число пассажиров — 2 // Водоизмещение — 3,15 тонны // Максимальная глубина погружения — 150 м // Максимальная скорость — 2,5 узла (4,5 км/час). 1. Сонар (эхолокатор). Приемник эхолокатора расположен в передней части судна и направлен вперед. На экране в кабине указываются препятствия, которые без локатора могут быть не видны в мутной воде. 2. Баки плавучести. Когда лодка на поверхности, эти баллоны в надутом состоянии приподнимают судно над водой, обеспечивая наличие борта высотой более 70 см. При погружении оператор выпускает из баллонов воздух. 3. Винт с вертикальным вектором тяги. Этот винт расположен по центру масс судна, что обеспечивает равновесие. С его помощью создается вертикальный поток воды, что позволяет влиять на глубину погружения. 4. Наружный пульт. Подводной лодкой может также управлять оператор в акваланге. Для этого у нее снаружи имеется дополнительный пульт. Благодаря этому приспособлению можно катать в кабине сразу пару неопытных пассажиров. 5. Корма с запасом плавучести. Кормовая часть судна заполнена пенопластом — это обеспечивает горизонтальное положение как на поверхности, так и в глубине. 6. Винты на корме. Эти винты управляются с помощью джойстика. С их помощью «Океанская жемчужина» может двигаться вперед, назад, а также поворачиваться на месте.

Как в счастливых снах

Волны сомкнулись у нас над головой, и окружающая нас стеклянная сфера мигом исчезла. Возникло удивительное ощущение, что я не сижу внутри судна, а просто нахожусь под водой, при этом почему-то ухитряясь оставаться совершенно сухим. Мы медленно опускаемся и зависаем над самым дном. Наклонившись вперед, я вглядываюсь в темный ил прямо у меня под ногами. Наше появление спугнуло какую-то буроватую рыбешку, и она извивается над илом в поисках убежища. Вглядываюсь вверх — там, на изнаночной стороне водной поверхности, среди серебристых бликов пляшет бело-желтое пятно солнца. Я опасался, что погружение вызовет чувство клаустрофобии или какие-то другие страхи, но ничего подобного — в душе царит безмятежность, как в счастливых снах. «Эта штуковина сделана не для того, чтобы перемещаться в ней из пункта А в пункт Б, — говорит Конен. — Ее предназначение — вот так зависать в водной толще, чтобы сверху любоваться просторами глубин».

C-Quester 3 C-Quester 3 Рынок субмарин для частного использования еще недавно казался чрезвычайно перспективным, так что сразу несколько производителей поспешили заявить о готовящихся интересных новинках. Производитель: U-Boat Worx м // Количество пассажиров: 3 // Водоизмещение: 4,17 тонны // Максимальная глубина погружения: 100 м // Максимальная скорость: 3 узла (5,4 км/час) // Запас хода: 6 часов (системы жизнеобеспечения рассчитаны на 96 часов). Компания U-Boat Worx выпускает относительно недорогие субмарины за счет предельного сокращения объемов, в которых поддерживается атмосферное давление. В результате конструкция лодки получается простой и компактной. «Сухое пространство» не расходуется под аккумуляторы, электронику и агрегаты воздушного питания — каждый из этих узлов размещается в собственном герметичном контейнере. Прототип C-Quester 3 на волнах смотрится и держится так же элегантно, как и под водой. Благодаря дублирующему наружному корпусу он представляет собой как бы «субмарину внутри шлюпки». В компании говорят, что трехместная модель будет предложена на рынке уже в этом году по цене в $500 000.

Долгое время можно было только мечтать о том, чтобы иметь собственную подводную лодку и самому на ней плавать. В течение целого века субмарины использовались достаточно широко — но лишь в военных и иногда научных целях. На рынке развлечений подобные аппараты почти не появлялись. Правда, в последние годы частные подводные лодки вошли в моду, став игрушками для богатых, и какая-нибудь мегаяхта без подлодки на борту воспринималась уже как роскошный автомобиль без встроенного DVD-плеера. Российский олигарх Роман Абрамович держит на своей 377-футовой яхте Pelorus двухместную подводную лодку, а 413-футовая яхта Пола Аллена Octopus стоимостью $450 млн может похвастаться десятиместным подводным аппаратом. Сейчас большинству миллиардеров не до роскошных игрушек, так что все мировое производство в этой сфере может лишь окуклиться и ждать окончания кризиса. Если этот рынок в сегменте «хай-энд» все-таки выживет, то очевидно, что со временем технологический прогресс сделает мини-субмарины доступными и для более широкого круга покупателей.

Броня, палатка и три мотора: что известно о Tesla Cybertruck

Как сбросить лишний вес?

Строительство подводных лодок связано с решением серьезных технических проблем. Прежде всего, весьма нелегко достичь одновременно дешевизны и безопасности аппарата. Причиной тому и коррозионное воздействие морской воды, и фантастическое наружное давление, резко растущее вместе с глубиной, и другие факторы высокого риска. Жизненно важное оборудование, используемое в таких критических условиях, должно обладать избыточной надежностью, элементы конструкции приходится рассчитывать для противодействия ожидаемым нагрузкам с многократным резервированием. Просуммировав все эти соображения, мы поймем, что подводная лодка неизбежно окажется тяжелой, сложной и дорогой.

OrcaSub OrcaSub Производитель: Sub Aviator Systems // Количество пассажиров: 2 // Водоизмещение: 4 тонны // Максимальная глубина погружения: 600 м // Максимальная скорость: не менее 6 узлов (11 км/час) // Запас хода: 12 часов (96 часов в аварийно-спасательном режиме). OrcaSub представляет собой подводное судно, снабженное крыльями. Эта субмарина ведет себя под водой примерно так же, как самолет в воздухе — ее поступательное движение порождает на двух похожих на крылья парах плавников реальную подъемную силу, только направлена она не вверх, а вниз. Два расположенных на корме толкающих винта выдают по 2250 ньютонов тяги и обеспечивают скорость в 6 узлов. Для маневрирования рядом с подводными препятствиями используются винты боковой тяги на носу и на корме. С их помощью лодка может двигаться боком или разворачиваться на месте. Первую субмарину этой серии предполагается заложить в этом году. Ее строительство займет полтора года, а стоить она будет $2,2 млн.

Все это было верно, пока в распоряжении судостроителей не появились такие новые материалы, как титан и высокопрочные композиты. «Благодаря революции в цифровой технике мы пришли наконец к ситуации, когда за вполне разумные деньги можно построить небольшую глубоководную субмарину, — говорит легендарный конструктор подлодок Фил Нуйтен. — Электронный блок, который раньше был размером с чемодан, теперь умещается в наперстке, полутораметровые видеокамеры весом в полтора центнера превращаются в игрушку величиной с банку леденцов». Возможности подводной лодки The Ocean Pearl («Океанская жемчужина») — это не только развлечение для таких любознательных пассажиров, как я. Профессиональные исследователи-подводники тоже приняли ее на ура. Один из первых клиентов, получивших эту субмарину из рук компании SEAmagine, был Джордж Басс, основатель Института подводной археологии. С его именем связаны раскопки в Средиземном море на местах крушения древних судов. Уже с 1960-х Басс самостоятельно управляет подводными аппаратами, однако панорамный обзор, доступный пилоту из новой подлодки, привел его в настоящий восторг. «Ощущение, будто ты сидишь у себя в гостиной, — говорит Джордж, — хотя на самом деле находишься на 50-метровой глубине и следишь за ходом раскопок».


Одиночное плавание

OrcaSub

В июле прошлого года на одном из подмосковных водохранилищ российский бизнесмен Дмитрий Богачев продемонстрировал журналистам двухместную подводную лодку собственной конструкции.
Производитель: собственноручно изготовлена Дмитриев Богачевым // Число пассажиров: 2 // Водоизмещение: 3.5 т // Расчетная глубина погружения: 65 м // Макс. скорость: 2.5 узла (4.5 км/ч) // Запас хода: 4 часа.
Не обладая промышленными возможностями западных производителей мини-субмарин, российский энтузиаст Дмитрий Богачев все-таки намерен довести до ума свое детище, сделав подводную лодку надежной и безопасной.
Создание современной подводной лодки, пусть даже рассчитанной на 1−3 человек, требует применения промышленных технологий. Однако попытки сделать персональную «сухую» мини-субмарину, что называется, «в гараже» также предпринимаются и даже с относительным успехом.
Конечно, это не самоделка в чистом виде — проводить расчеты Богачеву помогали специалисты, а корпус был сварен на судостроительном заводе в Рыбинске. Однако тогда, в июле, было очевидно, что мини-субмарина представляет собой весьма сырой и несовершенный продукт: лодка имела заметный дифферент на корму и на борт, а из-за протекающих уплотнителей вокруг судна образовалось масляное пятно. Показав журналистам несколько погружений и всплытий, буквально на следующий день Дмитрий отбыл на Ладогу, где планировал провести ходовые испытания своего детища с погружениями на 6−8 м.
Во время одного из тестовых плаваний лопнул и развалился на куски герметиный люк из закаленного стекла и вода хлынула в кабину. К счастьЮ сам пилот не пострадал, но лодка затонула, и ее пришлось поднимать со дна. Это досадное происшествие, однако, не заставило Дмитрия опустить руки. Теперь стеклянный люк заменен на титановый; перераспределив балласт и оборудование внутри субмарины, удалось справиться с дифферентом. Кроме того, лодка оснащена электронным датчиком глубины, который при превышении максимально допустимых значений дает команду на наполнение воздухом аварийных баков плавучести. В феврале этого года Дмитрий Богачев экспонировал свою доработанную конструкцию на московской выставке, посвященной катерам и яхтам.

Совсем не игрушка

Надо сказать, что создатели мини-субмарин пока не смогли полностью решить все стоящие перед ними проблемы, и у существующих конструкций есть очевидные минусы. Одни только расходы по эксплуатации подобного аппарата должны достигать порядка $30 000 в год. Многие модели между погружениями обязательно надо вытаскивать из воды, перезаряжать их аккумуляторы, наполнять баллоны сжатым воздухом, а также проверять состояние всех резиновых уплотнений. Сервисное обслуживание такой субмарины представляет собой кропотливое и трудоемкое занятие, которое можно доверить только квалифицированному персоналу.

OrcaSub

У многих представителей судостроительной индустрии перспективы массовой продажи субмарин для частного использования вызывают серьезную озабоченность. «На рынке их предлагают просто как игрушки, — говорит Ричард Боггс, технический директор яхтенной компании Camper & Nichol-sons International. — Однако это очень сложные аппараты, и, чтобы ими управлять, нужна хорошая подготовка и высокая техническая культура».

Но вернемся в морские глубины. Уильям Конен позволяет мне взять управление на себя. Вскоре я понимаю, что двигаться вперед и вбок не так уж сложно, а вот для того чтобы зависнуть в одной точке, требуется некоторая сноровка. Из соображений безопасности «Океанской жемчужине» придали небольшую положительную плавучесть — в случае сбоя с энергоснабжением она сама всплывет на поверхность. А для того чтобы оставаться на глубине, требуется привести в движение винт с вертикальной тягой. Фокус состоит в том, что все операции по управлению лодкой нужно проводить с некоторым опережением, как бы предвидя их необходимость. Если вы когда-нибудь летали на воздушном шаре, то поймете, о чем я говорю, — то же самое, только наоборот.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2009).

ЮГОСЛАВСКИЕ МИНИ-СУБМАРИНЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ — Огромный черный корабль — LiveJournal


Если вы читали мою серию про Югославские войны, то, наверняка, помните, что хребет Югославских ВМФ состоял из хорватов и, в целом, опирался на славное наследие Австро-венгерского флота. Во время холодной войны Югославия не могла рассчитывать на победу в открытом морском сражении и поэтому следовала на море партизанской доктрине (под противником, в первую очередь, подразумевался Итальянский флот).

Концепция морской партизанской войны была принята флотом Югославии в начале 80-ых годов, когда столкновение сверхдержав на суше и на море казалось делом ближайшего будущего (во всяком случае, об этом непрестанно трещали пропагандисты по обе стороны железного занавеса). Морская партизанская война состояла из двух линий обороны. Первая линия обороны включала в себя надводные корабли и дизельные подводные лодки, тогда как вторая линия обороны опиралась на миджеты (мини-субмарины, предназначенные для проведения специальных и диверсионных акций).

Считалось, что носителем диверсионных аппаратов должны были стать субмарины классов Heroj и Slava, которые могли действовать разве что в прибрежных водах. Обе подводные лодки могли взять на борт одноместный подводный «скутер» R1, запуск которого был возможен через торпедный аппарат. Более крупные двуместные скутеры R2, обладающие большим радиусом действия, на югославские подводные лодки не помещались. Даже если бы югославские конструкторы смогли установить R2 на маленьких подводных лодках, то в этом случае югославские субмарины не смогли бы взять на борт торпеды. Не стоило забывать и о том, что большая часть Адриатики была мелкой даже для крохотных подводных лодок класса Slava, из-за чего использование миджетов оказывалось под большим вопросом (целей для атаки было немного и все они были надежно защищены от атак диверсантов).


Югославская субмарина класса Heroj.
КЛАСС M100D

В 1977 году Югославские моряки решили, что для полноценной партизанской войны им нужна специальная дизель-электрическая подводная лодка, предназначенная исключительно для операций коммандос. Этот тип субмарины получил название M100D (модель водоизмещением 100 тонн, дизельная). M100D должна была уметь маневрировать на малых глубинах итальянского побережья на чрезвычайно низкой скорости (стандартная операционная глубина 10-15 метров при скорости в 4 узла).


Такими должны быть лодки класса M100D. Не шибко красивые корабли.
В рамках программы M100D институт судостроения в Загребе предложил два проекта. Проект M40 представлял собой подводную лодку «миджет» крайне малых размеров. Второй проект M100 был «большой» 20 метровой субмариной, оборудованной торпедными аппаратами и подводными скутерами R1. В носу M100 располагался сонар, четыре 533мм торпедных аппарата размещались по два за пределами корпуса. Четыре скутера R1 находились в специальном отсеке в нижней части лодки. Батареи ПЛ располагались внутри корпуса по обе стороны подводного корабля, так что члены экипажа могли ходить между ними.

Рубка управления размещалась в носу субмарины. На командном посту находились командир, рулевой и акустик (последний отвечал за радар, сонар и систему связи). В центре субмарины должна была появится водолазная камера, а также перископ, картинка с которого, по проводам, передавалась на командный пост.

Изучив оба предложенных концепта, Югославские моряки решили дать зеленый свет проекту M100 несмотря на то, что инженеры-проектировщики сомневались в том, что их подводная лодка удовлетворит всем требованиям заказчика. В конечном итоге так и получилось, проект оказался слишком сложным для реализации и ни одна подводная лодка M100 в море так и не вышла.

КЛАСС M31E (Una)


Zeta мини-субмарина класса Una.
Подводные лодки класса Una были наследниками проекта B-91, созданного под управлением подполковника Даворина Кажица. Подобно ПЛ класса M40 они не имели торпедных аппаратов и были предназначены для ведения диверсионных боевых действий. Наименование класса эти ПЛ получили по серийному номеру первого корабля. Иногда их называли 911-ми, временами M-31E, R-3E или Una (по имени первого корабля в серии).

Первая из шести подводных лодок класса M31E была спущена на воду в 1983 году и вошла в состав флота в 1988 году. Будучи длиной 20 метров, первая Una была в два раза меньше типовой дизельной лодки тех времен. Интервал автономного плавания M31E достигал 160 часов с полным экипажем или 96 часов с полным экипажем и 4 водолазами.

В качестве основного сенсора M31E использовала активно-пассивный сонар Krupp-Atlas.


В отсеках «Уны».
На своем борту M31E несла 4 мины M70 или 4 скутера R1 с бортовым минным оружием. Подобно классу M100, 31-ая несла мины на внешнем корпусе. Настоящей надстройки у лодки не было, вместо нее была сооружена импровизированная надстройка необходимая для того, чтобы вода не затекала внутрь подводной лодки. Когда M31E брала на борт водолазов, импровизированную надстройку снимали (в противном случае ныряльщику было трудно покинуть ПЛ). В верхней части корпуса также располагались вентиляционная система и мачта с навигационными огнями, которую поднимали при движении в надводном положении.

Из-за того, что подводная лодка не имела торпедных аппаратов, пост управления располагался в передней части ПЛ. Командир сидел в кресле и смотрел в перископ (он тоже был установлен в передней части корпуса) через дистанционную систему наблюдения.


Tisa и Vardar скучают на пляже.
Поскольку лодка должна была действовать в прибрежных водах, конструкторы спроектировали для M31E два передних руля управления и Х-образный хвост (по примеру USS Albacore), который должен был обеспечить высокую маневренность субмарины на малых глубинах. В целях снижения шума подводная лодка была оборудована электрическим двигателем в 24 л.с, который работал на переменном токе. При этом на борту лодки стоял специальный конвертер, преобразующий постоянный ток батарей, в переменный ток двигателя. Батареи были разделены на 2 группы по 128 ячеек в каждой. Перезарядка двигателя могла быть произведена в порту от корабля снабжения, стационарного генератора или от трех мобильных генераторов, который могли быть доставлены на борт ПЛ до начала миссии. Без подзарядки оперативный радиус действия M31E достигал 250-270 морских миль, что позволяло подводной лодке атаковать цели на итальянском побережье. Максимальная глубина погружения составляла 120 метров. Под водой лодка шла со скоростью 8 узлов, тогда как над водой ее скорость не превышала 7 узлов.

Благодаря электрическому двигателю подводная лодка была столь тихой, что ее не могли обнаружить гидрофоны, защищающие от проникновения гавань Пулы. Позже, во время Югославских войн, M31E могла отслеживать перемещение натовских субмарин, тогда как последние не могли ее обнаружить. В случае атаки вражеской цели, M31E могла высадить 6 боевых пловцов на расстоянии 12 морских миль от объекта атаки.


Una в музее Черногории.
С 1985 по 1989 год Югославские ВМФ получили 6 подводных лодок класса M31E, которые дислоцировались на базе Лора в составе 88 флотилии подводных лодок. Во время Хорватской войны за независимость все лодки за исключением Soca были переведены в Черногорию. Soca была захвачена хорватами, получила дизельный генератор и вошла в состав Хорватских ВМФ как Velebit P-01.
Название ПЛ Номер Спущена на воду Выведена из состава флота Судьба
Tisa P-911 1985 2001 Находится в Музее Науки и Технологии, Белград
Una P-912 1986 2001 Музей Черногории
Zeta P-913 1987 2005 Военно-исторический парк Пивка, Словения
Soca P-914 1987 2005 Будет направлена в музей.
Kupa P-915 1989 2003 Сдана на слом в 2008.
Vardar P-916 1989 2005 Судьба неизвестна. Возможно, сдана на слом.


Хорватская мини-субмарина Velebit (экс-Soca) класса Una.
M31E / Una — класс
Водоизмещение: 76.1 т. (надводное) / 87.6 т. (подводное)
Длина: 18.82 м.
Ширина: 2.4 м.
Максимальная глубина погружения: 120 м.
Энергетическая установка: 2х18 КВ электрический двигатель
Скорость: 8 узлов (подводная) / 7 узлов (надводная)
Боевой радиус действия: 250-270 морских миль
Экипаж: 4 офицера + 6 боевых пловцов
Вооружение: 4 подводных скутера R-1, 4 донные мины AIM-70

11.01.18 (с) Илья Садчиков
Часть изображений взята c www.hisutton.com

Туристическая подлодка, мини субмарина для подводных прогулок.

Хотели бы вы полюбоваться подводным миром, например изучать коралловые рифы с их пёстрыми и яркими обитателями, плыть вместе со стаей дельфинов или тайно преследовать стадо китов? Я думаю что ваш ответ — да. Теперь это возможно. Появилась мини подводная лодка для реализации подобных желаний. Вот её фото.

Давайте узнаем о ней немного больше.

Мини субмарина получила имя Super Falcon, она производится в США компанией DeepFlight. Внешне она похожа на самолёт, и это вызывает большее восхищение этой необычной новинкой.

Подлодка Super Falcon обладает всеми необходимыми качествами для туристических прогулок под водой. Она проста в управлении, новичок сможет испытать всю гамму восхищения от вождения подводного самолёта.

Подлодка работает тихо, шум её двигателей не отпугнёт морских обитателей и все красоты подводного мира будут доступны обозрению в «полном составе».

Маленькая субмарина не рассчитана на глубоководные погружения. Максимальная глубина доступная для Super Falcon — 120 метров

Подлодка оснащена тихим электрическим двигателем с низким рабочим напряжением. Этот фактор делает прогулки не только тихими, но и безопасными для представителей подводной биосферы.

Субмарина Super Falcon может управлять двумя или тремя пассажирами, в зависимости от модели. Технические характеристики судна: вес — 1800 кг, крейсерская скорость — 6 узлов, длина — 6 м, ширина — 2,5 м.

Эту подлодку купил себе Дитрих Матешиц, основатель и владелец 49% акций австрийской компании, производителя энергетических напитков, — Red Bull GmbH. Приобретение стоило ему $1,7 миллиона. Теперь гости его курорта на острове Локэла в Фиджи могут совершить подводные прогулки на этой фантастической лодке. Двухчасовая экскурсия по подводному миру Фиджи обойдется туристам в $1700.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о